Scientific journal
European Student Scientific Journal
ISSN 2310-3094

-

Петрова А.С.
Modern research confirms that enriching the vocabulary of older preschoolers is an important condition for successful language acquisition and preparation for school. At this age, children have a high ability to perceive and memorize new information, which makes the use of game techniques especially effective. Glen Doman's method, based on working with cards, allows not only to expand vocabulary, but also to develop visual perception, attention and memory. The inclusion of didactic games based on this technique in the educational process helps to form children's interest in new words and their conscious use, which makes this approach relevant in the practice of preschool pedagogy. Modern research confirms that enriching the vocabulary of older preschoolers is an important condition for successful language acquisition and preparation for school. At this age, children have a high ability to perceive and memorize new information, which makes the use of game techniques especially effective. Glen Doman's method, based on working with cards, allows not only to expand vocabulary, but also to develop visual perception, attention and memory.
glen doman's methodology
vocabulary
senior preschoolers
game technique
speech development
cognitive development
flashcards

Современные исследования подтверждают, что обогащение словарного запаса старших дошкольников является важным условием для успешного овладения речью и подготовки к школе. В этом возрасте дети обладают высокой способностью к восприятию и запоминанию новой информации, что делает использование игровых методик особенно эффективным. Методика Глена Домана, основанная на работе с карточками, позволяет не только расширять словарный запас, но и развивать зрительное восприятие, внимание и память. Включение дидактических игр на основе этой методики в образовательный процесс помогает формировать у детей интерес к новым словам и их осознанному использованию, что делает данный подход актуальным в практике дошкольной педагогики.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных методов и технологий, направленных на развитие речи и обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста. В условиях современного образовательного процесса, когда внимание уделяется комплексному развитию ребенка, методика Глена Домана, основанная на активном использовании карточек и игровых форм обучения, представляет собой инновационный подход. Методика стимулирует не только лексическое развитие, но и когнитивные процессы, такие как внимание, память и воображение, что делает её особенно полезной для подготовки детей к успешному обучению в школе.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) находятся на этапе активного развития речи и познавательных способностей, что делает этот период особенно важным для расширения словарного запаса. В этом возрасте дети уже достаточно хорошо освоили основы языка, начинают понимать более сложные грамматические конструкции и активно используют речевые средства для общения. Старшие дошкольники способны усваивать новые слова быстрее, чем младшие, и уже начинают воспринимать их в контексте, что открывает возможности для более глубокого и осознанного изучения лексики. Важным аспектом является также развитие абстрактного мышления, что позволяет детям осознавать взаимосвязи между словами, группировать их по темам и категориям, а также использовать их в различных ситуациях.

Обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста требует учета нескольких важных особенностей их когнитивного и речевого развития. В этом возрасте дети начинают активно воспринимать слова не только как наименования объектов, но и как средства выражения более сложных понятий, эмоций, а также действий и состояний. Они способны осознавать

связи между словами, различать их значения в разных контекстах и понимать, как они могут быть использованы в речи для передачи различных смыслов. Важно, чтобы процесс обогащения словарного запаса был динамичным и разнообразным, включая не только пассивное восприятие новых слов, но и активное их использование в повседневной жизни и игре [2, c. 73].

Л.С. Выготский подчеркивал, что изначальной функцией речи у ребенка является установление связи с окружающим миром, что проявляется в функции сообщения. По его мнению, деятельность ребенка в раннем возрасте осуществляется в совместной активности с взрослым, что делает общение ситуативным. В современной психологической и психолингвистической литературе акцентируется внимание на том, что развитие речи основывается на двух ключевых процессах. Одним из них является неречевая предметная деятельность ребенка, то есть расширение его связей с миром через чувственное восприятие окружающей действительности.

Вторым важным процессом, влияющим на развитие речи, является активная речевая работа со стороны взрослых, их взаимодействие с ребенком. В начале общения взрослые и дети взаимодействуют односторонне, в эмоциональной форме, что вызывает у ребенка желание устанавливать контакт и выражать свои потребности. Со временем взаимодействие перерастает в знакомство детей с языковой системой, в том числе с помощью звуковой символики. Ребенок постепенно осознает свою причастность к речевой деятельности и начинает участвовать в разговоре, поддерживаемом языковыми средствами.

Процесс «подключения» ребенка к речи происходит через простые формы выражения, использование четких слов, которые соответствуют конкретной ситуации. Важным фактором формирования лексики является социальная среда, в которой воспитывается ребенок. Словарный запас детей одного возраста может существенно варьироваться в зависимости от уровня развития социальной среды семьи, поскольку слова усваиваются ребенком в процессе общения.

Вопрос формирования лексики у детей стал объектом многочисленных исследований, рассматривающих этот процесс с разных точек зрения: психофизиологической, психической, лингвистической и психолингвистической. Особое внимание к развитию речи в старшем дошкольном возрасте уделяют такие исследователи, как М. М. Кольцова, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Д. Б. Эльконин и другие.

Эмоциональная и социальная среда играет ключевую роль в развитии речи у детей, оказывая влияние на формирование не только речевых навыков, но и эмоциональной компетенции ребенка. Общение с взрослыми и сверстниками, особенно в первые годы жизни, способствует не только развитию словарного запаса, но и обучению навыкам взаимодействия, понимания социальных норм и эмпатии. Когда ребенок окружен поддерживающей и стимулирующей средой, ему легче овладеть речью, так как он чувствует уверенность и комфорт при выражении своих потребностей и эмоций.

Взаимодействие с заботливыми взрослыми, которые активно участвуют в разговоре, используют разнообразные выражения и интонации, стимулирует ребенка к активному развитию речи. Исследования показывают, что в семьях, где существует эмоциональная близость и регулярное общение, дети развивают более богатый словарный запас и лучше осваивают сложные речевые структуры. Напротив, в семьях с дефицитом общения или эмоциональных связей развитие речи может быть замедлено, что подчеркивает важность создания благоприятной социальной и эмоциональной среды для полноценного речевого развития.

Словарный запас ребенка является основой для его речевого развития и состоит из множества слов, которые обозначают различные предметы, явления, действия и признаки окружающего мира. Слова помогают человеку воспринимать, анализировать и передавать информацию. Важно отметить, что словарный запас делится на два основных типа: активный и пассивный.

Пассивный словарь включает те слова, которые ребенок понимает, но не использует в своей речи. Эти слова могут встречаться в его общении с окружающими, однако ребенок не применяет их самостоятельно в разговорах. Пассивный словарь тесно связан с возрастом, психическим развитием и социальной средой ребенка. Чем старше ребенок, тем шире его пассивный словарь, так как он воспринимает и усваивает новые слова через общение и восприятие речи взрослых, особенно в условиях образовательного или семейного общения.

Активный словарь представляет собой часть слов, которые ребенок активно и уверенно использует в своей речи. Активный словарь ребенок может применять в повседневных ситуациях, когда общается с окружающими, делится своими мыслями и чувствами. Активный словарь формируется в ходе взаимодействия ребенка с взрослым миром, а также через опыт, который ребенок получает в процессе игр, чтения и социальных контактов. Чем разнообразнее и насыщеннее окружение ребенка, тем быстрее и шире формируется его активный словарный запас [7, c. 236].

Игровая деятельность играет ключевую роль в развитии речи и мышления детей, поскольку она создает благоприятные условия для активного усвоения новых знаний и навыков. В процессе игры дети учат новые слова, осваивают грамматические конструкции, развивают навыки общения и взаимодействия с окружающими. Игра способствует формированию у детей креативного подхода к решению задач, стимулирует их внимание и память, а также развивает воображение и способность к самостоятельному поиску решений. Игровые формы обучения, как например, дидактические игры, основанные на методике Глена Домана, помогают ребенку не только улучшать речевые навыки, но и развивать когнитивные функции, что важно для их общего развития и успешной социализации.

Глен Доман (1919-2013 гг.) — американский специалист, известный своими исследованиями в области раннего развития детей и созданием методики обучения, основанной на интенсивной стимуляции восприятия через зрительные образы. Его подход заключался в том, чтобы максимально использовать естественные возможности мозга ребенка, который в раннем возрасте способен усваивать информацию значительно быстрее, чем в более старшем. Доман разработал систему обучения с помощью карточек, содержащих изображения и слова, что позволяет детям с ранних лет осваивать новые понятия и активно развивать интеллект. Он утверждал, что раннее воздействие на умственные способности через систематическое повторение и визуальное восприятие способствует более эффективному обучению и развитию речи.

Методика Глена Домана, разработанная для ускоренного обучения детей, основана на принципах интенсивного восприятия информации через зрительные образы и повторение. Глен Доман утверждал, что раннее обучение может значительно ускорить развитие интеллекта и речи у детей, если использовать подходы, которые соответствуют их естественным способностям к восприятию и усвоению информации.

Одной из ключевых особенностей методики является использование карточек с крупными изображениями и текстом. Карточки представляют собой визуальные стимулы, которые дети воспринимают через зрительные образы, что позволяет активировать их когнитивные способности. Доман уделял внимание тому, чтобы информация подавалась малыми порциями, но с высокой частотой повторений, что помогает детям усваивать новые слова и понятия.

Методика ориентирована на работу с детьми с самого раннего возраста, начиная с младенческого периода. Принципиально важным моментом является не просто обучение, а создание условий для свободного и естественного восприятия информации. Карточки показываются детям на очень короткие промежутки времени, что стимулирует их внимание и побуждает к активному восприятию, а значит, к эффективному запоминанию.

Особое внимание уделяется адаптации материала к возрастным возможностям детей. Для старших дошкольников методика включает в себя более сложные задачи, например, использование слов и картинок, соединение понятий, создание ассоциативных цепочек и развитие навыков применения новых слов в речи. Важным аспектом является то, что методика предполагает активное участие взрослых в процессе обучения, их роль заключается не только в демонстрации карточек, но и в создании мотивации, поддержке интереса и эмоциональной вовлеченности ребенка.

Основной целью методики Глена Домана является не просто запоминание информации, но и развитие у детей способности к осознанному использованию нового лексического материала в повседневной жизни. Доман подчеркивал важность обучения через игру и взаимодействие, что способствует развитию социальной адаптации, навыков общения и критического мышления. Раннее введение словарного запаса помогает детям лучше воспринимать информацию, развивать воображение и осознанно подходить к решению задач, что в дальнейшем влияет на успешность их обучения в школе.

В методике Глена Домана карточки являются основным инструментом для визуального восприятия информации, и их разнообразие зависит от целей обучения. Карточки могут быть предметными, изображающими объекты, которые знакомы детям из реальной жизни, и тематическими, которые группируют объекты по определённым категориям (например, фрукты, животные, транспорт и т.д.). Предметные карточки обычно содержат изображение объекта с подписанием, что позволяет детям не только узнать предмет, но и усвоить его название. Тематические карточки могут включать в себя несколько объектов, связанных одной темой, что помогает детям лучше усваивать не только отдельные слова, но и их связь в контексте. Такой подход способствует расширению кругозора ребёнка и помогает формировать первые представления о взаимосвязях между различными явлениями окружающего мира [4, c. 59].

Карточки могут быть с текстом, что делает методику Глена Домана ещё более эффективной в плане развития речи. На таких карточках слово или фраза располагается рядом с изображением объекта или действия. Использование текста на карточке важно для того, чтобы ребенок начал связывать визуальные образы с письменной речью, а также развивал навыки чтения с самого раннего возраста. Текстовые карточки могут быть как односложными, так и более сложными, включая предложения, что способствует не только развитию словарного запаса, но и формированию грамматических структур. Структура карточки, сочетание изображения и текста, а также их регулярное использование в дидактических играх помогает ребенку активно воспринимать информацию, запоминать и осознанно использовать новые слова и фразы в повседневной жизни.

Одной из эффективных игр, основанных на методике Глена Домана, является игра, в которой детям показывают карточки с изображениями различных объектов и сопровождают их словесным описанием. В этой игре ребёнок учит новые слова, ассоциируя их с визуальными образами. Например, карточка с изображением яблока сопровождается словом «яблоко», и ребёнок должен повторить это слово вслух. Постепенно количество слов увеличивается, и ребёнок начинает учить целые группы объектов, что способствует расширению словарного запаса и развитию речевых навыков. Такая игра помогает детям не только запоминать новые слова, но и формировать правильное произношение и понимание значений слов.

Другая игра включает в себя использование карточек для составления простых предложений. В этой игре детям показывают карточки с изображениями людей, животных, предметов и действий, а затем предлагают составить предложение, используя эти карточки. Например, карточка с изображением мальчика и карточка с изображением собаки могут стать основой для предложения «Мальчик играет с собакой». Игра помогает детям не только запоминать новые слова, но и понимать их синтаксическое значение, развивает способность строить логические связи между словами и осваивать простые грамматические конструкции.

В игре «Найди пару» детям показывают две карточки: одну с изображением предмета и другую с написанным названием этого предмета. Ребёнок должен правильно сопоставить картинку и слово. Например, карточка с изображением машины и карточка с написанным словом «машина» составляют пару. Игра не только помогает расширять словарный запас, но и развивает навыки ассоциативного мышления, тренируя внимание и память детей. Сложность игры может возрастать, если в карточках использовать более абстрактные понятия или связки из нескольких слов.

Ещё одной интересной игрой является создание историй с использованием карточек. Дети получают несколько карточек с изображениями разных объектов, животных или людей и должны придумать рассказ, в котором эти элементы будут фигурировать. Например, карточка с изображением дома, собаки и дерева может стать основой для рассказа о том, как собака бегала вокруг дома и пряталась под деревом. Игра стимулирует креативное мышление, развивает воображение и навыки повествования, а также помогает детям активно использовать слова и фразы в контексте, что способствует их лучшему запоминанию и осознанному применению.

Организация занятий по методике Глена Домана требует соблюдения ряда принципов, направленных на обеспечение максимальной эффективности обучения. Время проведения занятий должно быть достаточно коротким, чтобы удержать внимание детей, но при этом достаточно продолжительным для того, чтобы закрепить изучаемый материал. Оптимальная продолжительность занятия составляет 10-15 минут, с возможностью проведения нескольких коротких сессий в течение дня. Распределение времени позволяет поддерживать интерес ребенка, избегая усталости и перегрузки, а также способствует лучшему восприятию и усвоению информации. Важно, чтобы занятия проводились в спокойной, уютной обстановке, где дети чувствуют себя комфортно и могут сосредоточиться на процессе обучения.

Место проведения занятий должно быть удобно организовано, чтобы исключить возможные отвлекающие факторы и создать пространство, способствующее обучению, и может быть как специализированная учебная комната, так и отдельный уголок в группе, где внимание детей не будет переключаться на внешние раздражители. Количество участников в занятиях имеет большое значение для качества образовательного процесса. Рекомендуется работать с небольшой группой детей, не более 4-5 человек, что позволяет обеспечить индивидуальный подход, вовлеченность каждого ребенка и эффективную обратную связь. В условиях малочисленных групп педагог имеет возможность более гибко реагировать на потребности каждого ребенка, поддерживая его интерес и мотивацию на протяжении всего занятия [6, c. 652].

Для педагогов важным аспектом при использовании методики Глена Домана является необходимость систематического подхода к обучению и последовательности в подаче материала. Важно начинать с простых слов и понятий, постепенно увеличивая сложность, что способствует лучшему усвоению материала. Педагог должен поддерживать высокий уровень мотивации у детей, используя игровые элементы, активное вовлечение и эмоциональную заинтересованность. Обучение должно быть интерактивным, с частым повторением слов и понятий, что позволяет детям закрепить полученные знания. Педагог также должен следить за тем, чтобы занятия не становились перегрузкой для детей, обеспечивая необходимый баланс между обучением и отдыхом.

Родителям следует активно участвовать в процессе обучения, создавая дома подходящую атмосферу для занятий и поддерживая интерес ребенка. Важно, чтобы родители не только помогали детям в обучении, но и активно использовали изученные слова в повседневной жизни, создавая дополнительные возможности для их закрепления. Регулярность и последовательность занятий, а также применение полученных знаний в реальных ситуациях значительно ускоряют процесс усвоения и расширения словарного запаса. Родители должны быть терпеливыми, так как развитие речи и мышления требует времени, а также избегать форсирования процесса обучения, что может привести к утрате интереса у ребенка.

Не менее важным является создание у детей положительного отношения к процессу обучения. Для этого педагогам и родителям необходимо создавать атмосферу доверия и поддержки, где ребенок не боится ошибаться и чувствует себя уверенно. Постоянное положительное подкрепление, похвала за успехи и поощрение за попытки значительно повышают мотивацию ребенка и способствуют развитию уверенности в своих силах. Совместная работа педагогов и родителей, направленная на развитие речи через методику Глена Домана, будет эффективной только в том случае, если оба участника образовательного процесса будут работать в едином ключе, поддерживая интерес ребенка и обеспечивая гармоничное развитие его когнитивных и речевых способностей.

Занятия с карточками по методике Глена Домана могут принимать разнообразные формы, направленные на обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Данные игры, помимо расширения лексики, помогают развивать внимание, память и креативное мышление, делая процесс обучения увлекательным и доступным для детей.

Одной из таких игр является игра «Назови и покажи». В ходе занятия педагог показывает детям карточки с изображениями различных предметов, называя их вслух. Ребенок повторяет слово, и затем, по мере освоения материала, становится его задачей найти правильную карточку среди других. Игра помогает не только запоминать новые слова, но и развивает слуховое восприятие и артикуляцию, поскольку дети должны правильно произносить изучаемые слова. Интеграция карточек с изображениями в игровой процесс поддерживает интерес и способствует запоминанию лексики в контексте визуальных ассоциаций [2, c. 127].

Еще одной увлекательной игрой является «Найди пару». В этой игре перед детьми выкладываются карточки с изображениями предметов, а также карточки с их текстовыми названиями. Ребенок должен сопоставить картинку с соответствующим словом. Игра развивает не только словарный запас, но и когнитивные способности, такие как внимание и память, а также помогает детям усваивать связи между визуальными образами и текстом. Важным элементом игры является постепенное увеличение сложности задания, например, добавление новых карточек или использование более абстрактных понятий.

Другим вариантом игры является «Составь предложение». Педагог раздает детям несколько карточек, содержащих изображения предметов, животных или действий, и просит составить из них простое предложение. Задание помогает детям не только освоить новые слова, но и улучшить их грамматические навыки, поскольку они учат формировать логические связи между словами. Игра стимулирует развитие речи, учит детей правильно строить предложения и использовать слова в контексте. Подход способствует более глубокому освоению языка, а также развивает способность к творческому мышлению и самостоятельному использованию полученных знаний.

Завершающим элементом может стать игра «Истории из карточек». В этой игре дети выбирают несколько карточек с изображениями и составляют на их основе небольшие истории. Например, ребенок может выбрать карточки с изображениями животных, объектов или природных явлений и придумать рассказ, используя эти элементы. Игра развивает воображение, креативность и коммуникативные навыки, а также помогает детям осваивать более сложные языковые конструкции. Данный тип занятий позволяет детям не только развивать словарный запас, но и научиться создавать логичные, последовательные истории, что способствует их языковому и когнитивному развитию [1, c. 964].

Методика Глена Домана представляет собой эффективное средство для стимулирования развития речи у детей дошкольного возраста, поскольку она основывается на принципах активного восприятия и визуализации. Педагогический подход, ориентированный на использование карточек с изображениями и словами, помогает детям на ранних этапах усвоить большое количество новых лексических единиц, что существенно расширяет их словарный запас. Благодаря регулярным занятиям с карточками дети начинают осознавать взаимосвязь между словами и объектами, а также усваивать их значения в различных контекстах.

Важным аспектом методики является тот факт, что она активизирует визуальную память и слуховое восприятие, что положительно сказывается на развитии речевых навыков. Процесс обучения с помощью карточек позволяет детям быстро и эффективно ассоциировать слова с изображениями, что помогает им запомнить слова не только в качестве наименований предметов, но и в контексте их использования в речи. Подход дает возможность детям с ранних лет освоить основы чтения и письма, развивая не только устную речь, но и готовность к восприятию письменной формы языка. Взаимодействие с карточками поддерживает интерес ребенка к обучению, делая процесс обучения более увлекательным и менее утомительным.

Методика Глена Домана также положительно влияет на развитие когнитивных способностей детей, таких как внимание, память, логическое мышление и восприятие. Дети, работающие с карточками, учат не только новые слова, но и начинают понимать их роль в создании предложений, что развивает их грамматические навыки. В процессе игры и обучения дети осваивают структуру языка, учат новые понятия, ассоциируют их с изображениями и реальными объектами, что способствует развитию комплексного мышления. Также важно, что методика способствует развитию речи через вовлечение ребенка в активные игровые процессы, что помогает снизить уровень стресса и повысить мотивацию к обучению.

Систематическое использование метода карточек в повседневной жизни способствует быстрому усвоению материала и закладывает фундамент для дальнейшего развития речи в более старшем возрасте. Благодаря регулярному повторению и использованию новых слов в разных контекстах дети не только запоминают их, но и начинают осознавать их значения и способы использования в речевой практике. Методика Глена Домана создает благоприятные условия для развития речи, в то время как занятия с карточками активизируют взаимодействие ребенка с окружающим миром и стимулируют его речевую активность, что в конечном итоге способствует успешной социализации и коммуникации в более старшем возрасте [5, c. 218].

В заключение, методика Глена Домана, основанная на использовании карточек с изображениями и словами, доказала свою высокую эффективность в процессе обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Систематическое применение данной методики способствует не только быстрому освоению новых слов, но и развитию речи в целом, улучшению грамматических навыков и когнитивных способностей. Важным аспектом является интеграция игры в образовательный процесс, что помогает поддерживать интерес детей и превращает обучение в увлекательный и осознанный процесс. Применение методов Глена Домана способствует всестороннему развитию речи, улучшению коммуникативных навыков и подготовке детей к дальнейшему обучению в школьном возрасте.

Перспективы использования методики Глена Домана в дошкольной педагогике открывают широкие возможности для инновационных подходов в обучении детей. Метод способствует не только расширению словарного запаса и развитию речи, но и формированию основы для развития когнитивных и интеллектуальных навыков. В условиях современных образовательных программ методика Глена Домана может быть интегрирована в различные формы занятий, включая индивидуальные и групповые, а также в родительское воспитание. Более того, её применение в дошкольных учреждениях может существенно повысить уровень образовательной подготовки детей, обеспечив их успешную адаптацию к школьному обучению и дальнейшему развитию речи в более старшем возрасте.

Для дальнейших исследований в области применения методики Глена Домана в дошкольной педагогике целесообразно сосредоточиться на анализе её эффективности в различных возрастных группах и в контексте различных образовательных практик. Важно исследовать влияние этой методики на развитие не только речи, но и других когнитивных процессов, таких как внимание, память и логическое мышление. Следует также проводить исследования, направленные на выявление оптимальных условий для применения данной методики в разных образовательных системах, включая изучение роли педагогов и родителей в процессе обучения. Полезным будет оценить долгосрочные результаты её применения на стадии школьного обучения, чтобы выявить, как раннее обогащение словарного запаса влияет на успешность детей в дальнейшем обучении.