С развитием цифровых технологий и методов коммуникации, современная культурная среда подвергается глобальным изменениям, связанным с цифровизацией культурных практик и появлением новых способов потребления информации. В данных условиях традиционные формы продвижения книжной культуры среди читателей становятся менее эффективными и требуют поиска новых способов взаимодействия с аудиторией. В рамках изменения культурной среды особую роль начинают играть практики событийных мероприятий таких как фестивали, которые способствуют формированию интереса к чтению как к социокультурному событию. Внедрение трансмедийных технологий в традиционные практики продвижения книжной культуры, позволяет привлечь новых читателей и подарить аудитории новый опыт в литературной практике.
Книжные фестивали, представляющие из себя комплексные мероприятия, ставят перед собой несколько задач: популяризация чтения среди аудитории, поддержка авторов и издательств, и в целом продвижение читательского сообщества. Отличие книжных фестивалей от традиционных книжных ярмарок заключается в идее общественной значимости, где акцент делается не на коммерческом продвижении, а на создании культурной среды, с помощью которой формируется неповторимый опыт получения информации и знаний.
Цифровизация общественной культуры привела и к изменениям в способах потребления литературных текстов. Современные читатели обладают широким форматом взаимодействия с литературной средой (электронные книги, аудиокниги, подкасты, каналы на видеоплатформах, интерактивные истории, страницы в социальных сетях). Все это отражает высокую роль внедрения трансмедийных технологий в традиционные формы событийных мероприятий особенно в контексте литературной культуры, когда новое поколение предпочитает несколько каналов для восприятия – текст, звук, изображение, видео. В данных условиях моноформатные и одноплатформенные модели коммуникации с аудиторией становятся менее эффективными, что приводит к трансмедийным подходам организации культурных мероприятий. Генри Дженкинс один из первых кто подробно сформулировал идею разделения одного нарратива через несколько медиаплатформ, что создало понятие трансмедийного сторителлинга [5]. Несмотря на такие проблемы, как высокие производственные затраты и сложность координации контента на разных платформах, трансмедийный сторителлинг продолжает развиваться, предлагая инновационные способы взаимодействия с аудиторией [3, с. 338].
Один из самых масштабных книжных фестивалей «Красная площадь», ежегодно проходящий в Москве (более 800 тысяч посетителей), демонстрирует переход к мультиплатформенным практикам проведения фестивальных событий, объединяющих в себе онлайн и оффлайн мероприятия, что повышает охват аудитории. За годы своего существования фестиваль развился до одного из важнейших событий литературного сообщества, объединяющего в себе множество регионов России. «Красная площадь» активно использует трансмедийные подходы в организации события. Проводятся онлайн-трансляции в социальной сети VK, где участвует большое количество зрителей (более 5-ти миллионов пользователей). Так же фестиваль продолжает свое развитие в формате видео, подкастов, историй что отражает характер трансмедийного сторителлинга. Фестиваль «Красная площадь» в 2019 году (до пандемии) привлек более 300 тысяч посетителей, а в 2020 из-за пандемии и перехода в онлайн пространство собрал уже более миллиона пользователей.
Данная тенденция развития фестивальной деятельности приводит к тому, что новый, дистанционный формат участия уже становится неотъемлемой частью проектирования событийных мероприятий. Трансмедийный формат позволяет привлечь более молодую аудиторию и детей посредством игр, приложений и быстро развивающихся VR и AR технологий [1]. Создание портала для фестиваля может упростить такие вопросы как перевозка из разных городов различных специалистов, а также позволит поучаствовать людям не только из регионов России, но из других стран. Объединение традиционного формата с новыми возможностями информационной среды позволит добиться высокого результата развития отросли не только литературы, но и всей просветительской деятельности. А. Н. Масленникова отметила, что есть фестивали, которые осуществляют свою деятельность исключительно в онлайн формате, что тоже можно рассмотреть, как одну из точек развития фестивальной деятельности [2, с. 427].
Тенденции развития книжных фестивалей в России подтверждают важную роль в поддержке и продвижении чтения через различные медиаструктуры. Однако дальнейшее развитие зависит от инвестиций в цифровые инновации (AR/VR, AI, приложения, игры) и поддержки авторов, что позволит оффлайн фестивалям оставаться актуальными в эпоху мультимедиа.
Библиографическая ссылка
Комарова К.В. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КНИЖНЫХ ФЕСТИВАЛЕЙ // European Student Scientific Journal. 2025. № 3. ;URL: https://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=490 (дата обращения: 26.12.2025).



