Электронный научный журнал
European Student Scientific Journal
ISSN 2310-3094

ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО В ОБЛАСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Румянцева О.А. 1 Панфилёнок М.И. 1
1 САФУ
В статье рассматривается актуальность патриотического воспитания среди обучающихся среднего школьного возраста как одной из важнейших задач современного образования. Описывается, как трансформация мировосприятия и взглядов подростков в переходный период требует особого внимания со стороны педагогов и родителей. Авторы подчеркивают, что патриотизм формируется на основе исторических знаний, культурных традиций и активного участия в жизни общества. В статье анализируются различные внеурочные мероприятия, такие как экскурсии, конкурсы, спортивные соревнования и социальные проекты, как эффективные инструменты для формирования патриотических чувств у школьников. Приводятся примеры успешных методов, которые способствуют развитию чувства ответственности, гражданской позиции и эмоциональной связи с Родиной. Статья утверждает, что системный подход к внеурочной деятельности может существенно улучшить патриотическое воспитание, формируя сознательных граждан и будущих защитников Отечества.В статье рассматривается актуальность патриотического воспитания среди обучающихся среднего школьного возраста как одной из важнейших задач современного образования. Описывается, как трансформация мировосприятия и взглядов подростков в переходный период требует особого внимания со стороны педагогов и родителей. Авторы подчеркивают, что патриотизм формируется на основе исторических знаний, культурных традиций и активного участия в жизни общества. В статье анализируются различные внеурочные мероприятия, такие как экскурсии, конкурсы, спортивные соревнования и социальные проекты, как эффективные инструменты для формирования патриотических чувств у школьников. Приводятся примеры успешных методов, которые способствуют развитию чувства ответственности, гражданской позиции и эмоциональной связи с Родиной. Статья утверждает, что системный подход к внеурочной деятельности может существенно улучшить патриотическое воспитание, формируя сознательных граждан и будущих защитников Отечества.
патриотическое воспитание
средний школьный возраст
образование
патриотизм
внеурочные мероприятия
1. Бочина М. Г. Особенности развития учеников среднего школьного возраста (10-15 лет) // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. №36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-uchenikov-srednego-shkolnogo-vozrasta-10-15-let-1 (дата обращения: 19.04.2025).
2. Константинов С. А. Совершенствование патриотического воспитания современных российских школьников // Вестник ТГПУ. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-patrioticheskogo-vospitaniya-sovremennyh-rossiyskih-shkolnikov (дата обращения: 19.04.2025).
3. Толмачева Т. В. Патриотическое воспитание подростков во внеурочной деятельности общеобразовательной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-podrostkov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 19.04.2025).
4. Омаров О. Н., Закарьяева С. З., Сулейманова Р. В. Внеурочная деятельность школьников как средство гражданско-патриотического воспитания // Kant. 2020. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneurochnaya-deyatelnost-shkolnikov-kak-sredstvo-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 19.04.2025).

Патриотическое воспитание сегодня является одной из важнейших задач образования, особенно среди обучающихся среднего школьного возраста. Этот переходный период, когда молодые люди формируют своё мировосприятие и взгляды, требует от педагогов и родителей особого внимания. В данной статье мы рассмотрим, как внеурочные мероприятия могут стать эффективным инструментом в патриотическом воспитании школьников.

Патриотизм — это глубинное чувство любви и преданности своей Родине, которое формируется на основе исторических знаний, культурных традиций и активного участия в жизни общества. Согласно исследованию Бочиной М. Г. (2015), в возрасте от 10 до 15 лет школьники находятся на этапе активного социального и личностного развития. Они начинают осознавать свою идентичность и роль в обществе, что делает этот период особенно важным для формирования патриотических чувств.

Воспитание патриотизма у школьников должно учитывать их психологические и социальные особенности. Важно вовлекать учащихся в активную деятельность, которая развивает чувство ответственности, гражданскую позицию и понимание значимости своей страны. Эффективными средствами в этом становятся различные внеурочные мероприятия, такие как экскурсии, конкурсы, спортивные соревнования и проекты, связанные с историей и культурой России.

Внеурочная деятельность предоставляет уникальные возможности для формирования патриотического воспитания. Рассмотрим несколько методов, которые могут быть использованы в этом направлении.

Экскурсии по историческим местам. Организация выездов в исторические и памятные места способствует формированию у школьников не только знаний о прошлом, но и эмоциональной связи с родиной. Сопровождение экскурсии педагогами, которые могут рассказать о значимости посещённых мест, усиливая эффект погружения.

Конкурсы и олимпиады. Проведение мероприятий, посвящённых теме патриотизма, помогает стимулировать интерес школьников к культуре и истории родной страны. Конкурсы на лучшее исследование, эссе или художественное произведение о патриотизме могут выявить и развить творческие способности учащихся.

Социальные проекты. Участие в социальных проектах, направленных на помощь ветеранам, защитникам Отечества или другим категориям граждан, формирует у школьников чувство социальной ответственности и стремление помогать другим в их жизни.

Спортивные соревнования. Организация спортивных мероприятий, таких как «Кросс нации» или военно-спортивные игры, способствует не только физическому развитию, но и формированию духа товарищества, командной работы и гордости за свою страну.

Костры, песни и походы. Такие мероприятия, как туристические походы и вечера у костра, способствуют формированию коллективизма, единства и любви к природе Родины, что также является важной частью патриотического воспитания.

Включение данных методов в образовательный процесс позволит значительно улучшить патриотическое воспитание. Как отмечает Константинов С.А. (2020), главной задачей педагогов является не только передача знаний, но и формирование мобильной и активной личности, способной ценить и защищать свою Родину.

Таким образом, внеурочные мероприятия являются важным средством в патриотическом воспитании учащихся среднего школьного возраста. Педагогическая работа в этом направлении должна быть системной и многосторонней, обеспечивая развитие как интеллектуальных, так и эмоциональных аспектов патриотического сознания. Воспитание чувств любви и преданности к Родине через активное участие в жизни общества создаст основу для формирования сознательных граждан и будущих защитников своего Отечества.


Библиографическая ссылка

Румянцева О.А., Панфилёнок М.И. ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО В ОБЛАСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // European Student Scientific Journal. 2025. № 2. ;
URL: https://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=485 (дата обращения: 06.05.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674