Введение
В современном быстроразвивающемся мире одной из главных тем для обсуждения и изучения является развитие городских агломераций [4]. Быстрые темпы роста городов дают начало образованию большого числа агломераций по всему миру. Актуальность темы связана с потребностью нашей страны в производственном и экономическом развитии городов с учетом агломерационных процессов. Решение данной проблемы позволит повысить уровень конкурентоспособности России и обеспечить достойную жизнь граждан в современных городах.
На сегодняшний день изучение процесса формирования и развития агломераций в России становится все более востребованным [8]. Исследователями создаются различные новые методики и стратегии изучения и развития городских агломераций. Однако на сегодняшний момент ученые ещё не пришли к согласию в вопросе единой методики освоения агломерационного процесса, не смотря на то, что исследования в данной области идут уже долгое время [4].
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы определить закономерности развития агломераций и выявить особенности агломерационных процессов в России.
Основная часть
В настоящее время международные организации, такие как Европейский союз и Организация объединённых наций, ведут активный сбор данных не только по городам. Они уделяют особое внимание урбанизированным зонам, которые близки к агломерациям [4].
В то время как в России, на федеральном уровне, государственная политика, направленная на городские агломерации, только формируется. Хотя в плановых документах агломерации фигурируют уже довольно давно. Так в 2015 году по приказу Министерства экономического развития РФ была сформирована Межведомственная рабочая группа по социально-экономическому развитию городских агломераций. Перед ней стояли такие задачи как: разработка мер и механизмов управления государственной поддержки городских агломераций. Данная группа строила свои исследования, опираясь на международный опыт. Результатом работы стал план Правительства РФ «Развитие агломераций в Российской Федерации», однако, на сегодняшний день он все ещё находится на стадии проработки и корректировки [6].
В 2017 году на Общероссийском гражданском форуме был выдвинут тезис: «Без образования городских агломераций пространственное развитие РФ бессмысленно». Основой для создания городов, т. е. пространственного развития в РФ всегда служили и служат большие скопления человеческих ресурсов. Как известно, чем больше ресурсов, тем быстрее движение, а значит и рост городов. Когда же достигается максимальный уровень пространственного развития, город преобразуется в агломерацию [8].
Говоря об агломерациях, для начала нужно выяснить, что же значит слово «агломерация»?
В разных источниках можно найти много сложных определений слова «агломерация», мы рассмотрим уже известные определения и сформулируем его на более понятном языке.
«Агломерация – (от лат. agglomerare – присоединять, накоплять) компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в пространственном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями. Термин относится преимущественным образом к поселениям городского типа (городская агломерация)» [10].
«Агломерация – это и есть город с его районами и пригородами, или несколько тесно связанных, местами сросшихся между собой городов» [9].
«Агломерации – это системы поселений, размещающихся рядом и связанных между собой постоянными трудовыми, организационными или хозяйственными связями» [3].
«Агломерация – это населённый пункт с высокой плотностью населения и инфраструктурой, расположенный компактно, и обладающей развитыми культурными, рекреационными и производственными связями» [2].
Итак, рассмотрев несколько разных определений слова «агломерация» можно сформулировать свое, более полное и понятное определение. Агломерация – это система близкорасположенных и тесно связанных между собой поселений с высокой плотностью населения и хорошо развитой инфраструктурой, также сохраняющая близкие производственные, культурные и рекреационные связи.
На сегодняшний день в РФ насчитывается более 30 агломераций, самые крупные из них: Московская, Санкт-Петербургская, Самаро-Тольятинская, Екатеринбургская и другие, в которых задействовано более 35% населения страны и примерно 40% научного и кадрового потенциала [8].
В настоящее время выделяют моноцентрические и политические агломерации. Моноцентрические агломерации – агломерации, которые сформировались вокруг одного крупного города-ядра (например, Московская). Политические – агломерации, которые образовались из нескольких городов-ядер (например, скопление городов в Рурском бассейне Германии) [5].
Создание и развитие больших городов и агломераций сопровождается рядом характерных признаков:
1) безостановочное разрастание городов, которые поглощают всё больше новой территории;
2) быстрый рост населения за счет переселения или миграции людей из отдаленных районов и сельской местности в большие города и агломерации для того, чтобы повысить уровень своей жизни;
3) пригородные зоны начинают быстро развиваться, накапливая в себе кадровый и производственный потенциал;
4) «маятниковые» миграции и систематические передвижения людей внутри агломерации. Например, на работу или учебу;
5) взаимосвязанность частей агломерации, выражающаяся в тесных производственных, транспортных и культурных связях;
6) динамичность, т. е. способность к быстрой адаптации при постоянно меняющихся экономических и социальных условиях [5, 7].
В современной мировой экономике создание агломераций преобразует территорию в пространство динамичного роста, позволяя при этом значительно поднять социальный и экономический уровень не только отдельной местности, но и всей страны в целом. За счет этого обеспечивается высокое качество жизни населения, благоприятные условия для развития бизнеса и повышение конкурентоспособности. Поэтому сегодня становится весьма выгодно вкладывать инвестиции в агломерации, так как мы сразу можем наблюдать результат – это снижение экономических и производственных издержек, расширение рынка труда, сбыта продукции и т.д.
По мере развития агломерации, решается ряд критических проблем:
Во-первых, повышается конкурентоспособность российской экономики и обеспечивается стабильный приток ресурсов для дальнейшего развития;
Во-вторых, решается проблема чрезмерной внутренней миграции из малых городов в более крупные;
В-третьих, возможность для региона и самой агломерации выйти на мировой рынок в качестве важного узла в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов;
В-четвертых, обеспечивается контроль за развитием города-ядра и предупреждается перенасыщение и излишнее давление на инфраструктуру [1].
Несмотря на все перечисленные достоинства, крупные города и агломерации имеют также ряд недостатков, которые негативно влияют на жизнь и здоровье жителей, а также окружающую среду. Нами предлагается модель агломерационного развития с учетом системного подхода для их решения (см. табл. 1).
Таблица 1
Проблемы и пути их решения для крупных городов и агломераций
Проблема |
Суть проблемы |
Пути решения |
1. Транспортная |
Улицы крупных городов не в состоянии справиться с большим потоком автотранспорта, что приводит к постоянным пробкам, в которых человек может простоять не один час. Также возникает проблема с парковкой в центре города |
- строительство большего числа объездных дорог (по типу МКАД) - введение специальных полос для общественного транспорта - строительство многоуровневых парковок в местах большого скопления машин |
2. Удорожание инженерно-технического обслуживания |
Большие города сталкиваются с дефицитом водных и земельных ресурсов, также появляются трудности с утилизацией отходов |
- разработка новых районов с учетом качества и количества водных ресурсов - создание большего числа зеленых зон - строительство перерабатывающих заводов между крупными городами |
3. Загрязнение воздуха и окружающей среды |
Большое скопление промышленных предприятий на достаточно небольшой территории, а также существующий автотранспорт приводит к сильному загрязнению воздушного бассейна и прилегающих территорий |
- установка на предприятиях современных очистных сооружений - регулярный контроль за состоянием воздуха - перевод автотранспорта на безопасные источники энергии (электромобили, пропан) |
4. Удаленность крупных городов от природы |
Чем больше становится город, тем меньше в нем природы, он превращается в «каменные джунгли», что негативно сказывается на здоровье населения |
- проектирование новых районов с упором на парки и скверы - благоустройство уже имеющихся зеленых зон внутри города |
5. Проблема перенасыщения |
Большие города притягивают производственные, финансовые и трудовые ресурсы, что приводит к «обескровливанию» менее развитых городов |
- внедрение в производственный процесс менее развитые города, что позволит снизить миграцию - улучшение качества жизни в менее крупных городах - предоставление ряда льгот жителям небольших городов |
На сегодняшний день развитие крупных городов идет полным ходом. Существует множество перспективных направлений для агломерационных процессов. В России можно выделить ряд приоритетных направлений в развитии федеральных округов, включающих крупные города и территории, на основе планов стратегического развития на перспективу с учетом специализации (см. табл.2).
Таблица 2
Приоритетные направления развития крупных городов и агломераций в РФ
Округ |
Перспективные агломерации |
Приоритетные направления развития данной агломерации в РФ / Специализация |
Дальний Восток и Байкальский регион |
Хабаровская и Иркутская |
- развитие туризма в регионе - расширение населенных пунктов - активизация маятниковой миграции - пространственный рост территории за счет экономического развития - развитие нефтегазохимии - улучшение качества жизни населения (экология, отдых, транспорт) для удержания человеческого капитала - территориальное планирование (отделение исторической части города от административного центра) |
Сибирь |
Города Иркутск, Красноярск, Новосибирск |
- развитие экономики - улучшение экологической ситуации - развитие туризма - развитие научно-образовательного комплекса - развитие промышленных инноваций - улучшение качества жизни и создание емкого рынка труда - привлечение и «удержание» квалифицированных кадров - развитие транспортной инфраструктуры - создание общественно делового цента (по мировым стандартам) - формирование инвестиционно-привлекательной среды |
Уральский федеральный округ |
Города Екатеринбург, Челябинск, Тюмень |
- развитие скоростного ж/д сообщения (высокоскоростная магистраль Екатеринбург-Челябинск) - привлечение человеческих ресурсов - активное развитие IT-сферы - развитие логистики, машиностроения, металлургии - производство на территории региона средств производства - создание «экологического каркаса» - создание инженерной и социальной инфраструктуры - тесное сотрудничество с соседями для реализации межмуниципальных проектов - создание 4-х школ: инженерной, физико-математической, гуманитарной и медико-биологической |
Приволжский федеральный округ |
Казанская, Нижегородская, Самарско-Тальяттинская, Пермская, Саратовская, Уфимская |
- развитие инфраструктуры - координация процессов застройки - создание единой транспортной и инновационной инфраструктуры - развитие внутренних связей - развитие общих секторов экономики и социальной сферы - создание эффективной системы управления - сохранение экологического баланса - модернизация транспортной инфраструктуры |
Южный федеральный округ |
Ростовская, Волгоградская, Краснодарская, Восточно-Донбасская, Сочинская |
- внедрение инноваций в промышленное производство - создание новых кластеров науки и развитие образовательной сферы - развитие управленческих и консалтинговых услуг - развитие транспортного узла - привлечение новых инвестиций - повышение деловой активности |
Центральный федеральный округ |
Московский регион |
- обеспечение роста иностранного капитала - обеспечение трудовой мобильности - привлечение трудовых ресурсов - развитие инфраструктуры - техническое и технологическое переоснащение транзитной системы - повышения качества предоставляемых услуг - развитие транспортного узла |
Северо-Западный федеральный округ |
Санкт-Петербург, Вологда, Череповец |
- повышение уровня жизни населения - возможность карьерной самореализации - качественное здравоохранение - повышение уровня образования - увеличения качества социальных и бытовых услуг |
Вывод
Россия – самая большая страна в мире с огромным количеством ещё неосвоенных земель. В нашем случае формирование и создание динамично развивающихся крупных городов и агломераций с определенной специализацией будет способствовать экономическому освоению новых территорий и улучшению экономической ситуации в целом.
Так создание агломераций, основанное на использовании модели системного подхода, позволит нашей стране осуществить путь инновационного развития и как результат:
- увеличить приток российских и иностранных инвестиций;
- сформировать привлекательный имидж, позитивную репутацию крупных городов и агломераций;
- улучшить качество жизни населения, что даст стимул к развитию бизнеса, науки и культуры;
- проводить крупные деловые, культурные и спортивные мероприятия;
- достичь экономической стабильности и финансовой устойчивости;
- суметь создать и реализовать в перспективе концепцию «Умный город».
Библиографическая ссылка
Барейчева М.А., Степанова Н.Р. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ И АГЛОМЕРАЦИЙ // European Student Scientific Journal. – 2018. – № 5. ;URL: https://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=450 (дата обращения: 22.11.2024).