Электронный научный журнал
European Student Scientific Journal
ISSN 2310-3094

СОВРЕМЕННЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ И ЕГО СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Кихтан Я.В. 1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
В статье мы рассмотрели современный аналитический текст и его структурно-жанровые компоненты. В ходе исследования мы рассмотрели понятие «понятие аналитический жанр». Понятие аналитического жанра трактуется как множество обобщающихся фактов, которые и являются фундаментом для определения проблемы и ее тщательного рассмотрения, и толкования. Потребность в статьях, дающих интерпретацию того или иного события, в настоящее время растет. Это обусловлено тем, что радио или телевидение – основные источники информации, в большинстве своем дают «голую» новость, без анализа. В конце статьи делается вывод, - аналитические жанры сконцентрированы на проникновении в суть явлений. Журналист анализирует собранную информацию, находит взаимосвязи различных фактов, обобщает, комментирует, дает оценку, делает выводы и прогнозы. Кроме мнения самого автора, в материал могут включаться мнения экспертов, участников событий и так далее.
аналитическая статья
аналитические жанры
тезис
аргументация
дедуктивные рассуждения
корреспонденция.
1. Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации: учебное пособие [Текст]. – М.: Логос, 2010. – 184 с.
2. Константинов А. Журналистское расследование [Текст]. – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб., 2010. – 704 с.
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие [Текст]. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 310 с.

Обычно журналист сталкивается с большой группой фактов, которые на начальном этапе уже требуют систематизации, классификации и построения причинно-следственных связей внутри них. Именно это и усложняет структурную организацию аналитики. О целостности текста можно говорить лишь при четкой концепции построения мысли. Только тогда, когда журналист выявит наиболее значимые фактологические данные для анализа, определит основную проблематику, становится возможным «проиллюстрировать» читателю факты в контексте рассматриваемой проблемы.

После того, как выявлены наиболее значимые вопросы, журналист выстраивает логическую цепочку рассуждений. При этом важно помнить как о тезисах, так и антитезисах, которые требуют аргументированного и тщательного доказательства.

Тезис должен быть конкретным, не двусмысленным и неизменным на протяжении доказательства. Необходимость антитезисов обусловлена необходимостью показать проблему с разных сторон, рассмотреть противоположные мнения и оценки.

Каждое высказывание должно подкрепляться аргументированными доводами. Аргументация является одним из разумных средств убеждения. Наиболее действенными принято считать дедуктивные умозаключения.

Достоинства дедуктивных рассуждений состоят, во-первых, в том, что они допускают объективную проверку. Это значит, что каждый может проверить их посылки, а если он рассуждает по правилам дедуктивной логики, то и убедиться в достоверности заключения. Во-вторых, заключение, или следствие, дедукции имеет завершенный, окончательный характер, и поэтому его можно отделить от посылок и использовать его самостоятельно. В-третьих, заключения, или следствия, дедукции имеют логически необходимый, доказательный, а, следовательно, обязательный и принудительный характер для любого рассуждающего. На этом основании дедуктивные умозаключения, опирающиеся на истинные посылки, называют доказательными или демонстративными рассуждениями, а соответствующую аргументацию — демонстративной [1, С.11].

Таким образом, можно сказать, что аргументы не только показывают авторские рассуждения, но и играют психологическую роль, убеждая аудиторию в истинности конкретного суждения.

Перейдем к еще одной составляющей журналистского текса – жанровой. Жанр – (франц. genre – род, вид), тип произведения, обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы.

Мы воспользовались той системой аналитических жанров, которую предлагает А.А. Тертычный.

Он выделяет следующие аналитические жанры СМИ:

  • Аналитический отчет;
  • Аналитическая корреспонденция;
  • Аналитическое интервью;
  • Аналитический опрос;
  • Беседа;
  • Комментарий;
  • Социологическое резюме;
  • Анкета;
  • Мониторинг;
  • Рейтинг;
  • Рецензия;
  • Статья;
  • Журналистское расследование;
  • Обозрение;
  • Обзор СМИ;
  • Прогноз;
  • Версия;
  • Эксперимент;
  • Открытое письмо;
  • Исповедь;
  • Рекомендация (совет);
  • Аналитический пресс-релиз.

На некоторых из них мы остановимся подробнее для выявления в практической части и составления статистики преобладания перечисленных жанров в анализируемых нами отечественных деловых средствах массовой информации.

Аналитическая корреспонденция.

Журналисты российской прессы понятие «корреспонденция» употребляли уже в XVIII в. Однако надо иметь в виду, что достаточно долго корреспонденциями называли любые публикации на страницах газет, журналов (заметки, письма читателей, отчеты и т.д.). Лишь в конце XIX в. это понятие стало связываться с определенным жанром. Предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, жанрам, как репортаж, отчет, информационная корреспонденция.

Однако аналитическая корреспонденция отличается от названных жанров степенью «присутствия» в тексте других жанрообразующих факторов. Она содержит в себе сообщение о событии, явлении. Это сообщение может включать в себя как «живое» наблюдение, фрагменты каких-то выступлений, так и «свернутый» пересказ происходившего. Однако само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает представление о событии, предваряющее его истолкование. Именно это истолкование отличает в первую очередь аналитическую корреспонденцию от репортажа, отчета, информационной корреспонденции [2, С. 12].

Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития. В силу этого автор аналитической корреспонденции неизбежно использует теоретические методы познания – анализ, синтез, индукцию, дедукцию. Двусоставность современной аналитической корреспонденции (сообщение о явлении плюс его истолкование) сближает ее с другим жанром – комментарием.

Аналитическая корреспонденция отличается также и от статьи.

Цель статьи – обосновать суждение (суждения) по поводу какого-то общезначимого явления, процесса, ситуации, имеющих место в жизни общества, в каких-то сферах деятельности. Причем такие события, процессы, ситуации, как правило, имеют большие последствия для общества, отдельных социальных групп. Поэтому предметом статьи являются не отдельные факты (события), а те закономерные причинно-следственные отношения, которые порождают такие (обычно однородные) факты, события. В ходе доказательного рассуждения автор как раз и устанавливает связи между отдельными фактами, возникшими на «поверхности» жизни, событиями, явлениями и теми закономерностями, теми причинами, которые их порождают и остаются скрытыми от прямого наблюдения.

При этом приводимые факты, обсуждаемые события, явления служат аргументами в пользу общего суждения об их причинах, о закономерностях, их породивших. В аналитической же корреспонденции речь идет о каком-то одном событии. Оно всесторонне обсуждается, выявляются его качества, ему выносится оценка, прогнозируется его развитие, указываются его причины.

Аналитическое интервью.

Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью. Как известно, сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам.

Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь в случае яркой проявленности в тексте «хода» применения этого метода он может определять форму такой публикации как диалогическую, вопросно-ответную.

По этому доминирующему признаку текст может быть назван жанром интервью. Однако то, к какой группе жанров можно причислить конкретное интервью – информационным или аналитическим, зависит уже от содержания текста, изложенного в форме интервью. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? Что? Где? Когда?, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается в том, что своими вопросами он задает направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо.

С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.

Конечно, вполне возможны случаи, когда интервьюируемый осуществляет анализ событий, ситуаций, процессов, не ожидая наводящих вопросов. Однако это чаще всего бывает в том случае, когда он сам заинтересован в наиболее подробном, детальном освещении предмета разговора, что, конечно же, облегчает задачу автора будущей аналитической публикации.

Беседа.

Беседа наряду с интервью, опросом является важным аналитическим жанром журналистики, опирающимся на использование диалогического, вернее, «полилогического» метода получения информации. Беседа достаточно широко использовалась на страницах прессы на протяжении многих лет. В настоящее время мы тоже можем встретить этот жанр в прессе.

ечает на них интервьюируемый, то именно последний и формирует основное содержание публикации, ее характер (в частности, позитивный или критический).

Журналист-собеседник является равноправным, наряду со своим партнером по коммуникативному акту, создателем содержания будущего текста. Поэтому вопросно-ответной форме обмена мыслями, присущей интервью, в беседе будет соответствовать обмен «равноправными», равнозначными репликами, суждениями, размышлениями. Когда журналист берет интервью, то он может лишь задать направление размышлениям интервьюируемого. А то, будет ли реально содержание публикации фактологическим, оценочным или каким-то иным отображением обсуждаемого предмета, предопределят главным образом ответы интервьюируемого.

Как бы ни старался интервьюируемый быть объективным, он в любом случае будет рассматривать предмет обсуждения со своей позиции, с позиции имеющихся у него знаний, представлений, стереотипов, установок. Поэтому он произвольно или непроизвольно будет вести речь о тех сторонах предмета, которые положительно коррелируются с этой позицией, и опускать то, что ей противоречит. Другой участник беседы также имеет свою позицию и рассуждает о предмете будущего выступления, исходя именно из нее. Однако то, что в беседе участвуют два равноправных партнера (или несколько), повышает шанс объективного освещения предмета разговора. Это происходит в силу того, что журналист (или другие участники беседы) может находиться на своих особых позициях, которые будут ориентировать его на освещение иных аспектов, иных качеств, достоинств, недостатков, связей обсуждаемого предмета.

Таким образом, в отличие от неизбежно одностороннего «монистического» освещения предмета обсуждения в интервью в беседе будет проявлено многостороннее, полифоническое видение предмета обсуждения, что, несомненно, повышает объективность его освещения.

Комментарий

Комментарий может быть, как и интервью, методом и жанром журналистики. Как метод комментарий применяется во всех формах публикаций: в заметке – в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний. В корреспонденции, статье, очерке, обозрении, обзоре, рецензии – в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода. Метод комментирования даже может быть положен в основу, например, газетной полосы, теле- и радиопередачи. Это проявляется в том, что различные публикации, расположенные на ней, взаимно «комментируют» одна другую.

Для обозначения самостоятельного жанра журналистики слово «комментарий» стало применяться в нашем столетии. Публикации, подходящие под это определение, «комментировали» (объясняли, обсуждали, разъясняли) важные события. В настоящее время в комплексе основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д. Комментарий разнит от информационных жанров именно наличие анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров комментарий отличается тем, что в нем обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, и в этом анализе превалирует отношение к предмету отображения.

Современный комментарий преследует следующие цели:

  • направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их;
  • ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события;
  • формулировать прогноз развития комментируемого события;
  • обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач.

Следует подчеркнуть, что комментарий представляет собой не только реакцию на новые явления. В комментарии активно обрисовываются проблемы, обсуждаются относящиеся к ним актуальные факты. И как отмечалось выше, комментарии могут быть превентивными, предвосхищающими события, готовящими общество к их неизбежности.

Чем яснее замысел автора, тем точнее его решение о постановке определенных вопросов, на которые надо ответить. Чем яснее цель и постановка вопросов, тем целенаправленнее собирается информация, тем глубже продумывается взаимосвязь предмета, тем легче и увереннее в конце концов пишется материал.

Хороший комментарий должен иметь ясный вывод. Если он отсутствует, тогда последовательность мысли автора может быть не уловлена аудиторией.

Рейтинг

Название данного жанра происходит от английского «rating», что переводится как «оценка», «классификация». Основным жанрообразующим фактором, определяющим своеобразие публикаций периодической печати, относимых к жанру рейтинга, выступает целевая установка. Цель публикации подобного рода заключается в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку. Эта цель достигается прежде всего за счет применения традуктивных методов – аналогии и сравнения. Явления, относительно которых составляются рейтинги, относятся к самым разным сферам деятельности – экономике, финансам, политике, культурной жизни, спорту и т.д. Рейтинги часто публикуются как в специализированных, так и в общественно-политических изданиях. Их можно встретить на страницах газет и журналов, в теле- и радиопередачах. Популярность такого жанра объясняется тем, что аудитория СМИ хочет знать приоритеты, существующие на сегодняшний день в той или иной важной для них сфере. Избирателям, например, важно знать, какой политический деятель лидирует, какой является аутсайдером политической жизни. Вкладчикам важно знать, какие банки наиболее надежны, какие могут «рухнуть». Любители музыки стремятся узнать, скажем, какая музыкальная группа пользуется наибольшей популярностью у населения.

Рейтинг – понятие, появившееся на страницах отечественных периодических изданий в период перестройки, в начале 90-х гг. Но это отнюдь не значит, что российская пресса не публиковала раньше нечто подобное современному рейтингу. В советской прессе ему предшествовали, например, публикации, посвященные социалистическому соревнованию. Те же, к примеру, сельскохозяйственные сводки, распределявшие места, занятые, скажем, в соревнованиях по севу зерновых культур, постоянно присутствовавшие на страницах многих районных и областных газет, были по сути дела ничем иным, как рейтингами.

Другое дело, что рейтинг в настоящее время «проник» в самые разные сферы, в том числе и туда, где говорить о каких-то сравнениях публично было просто невозможно, в частности — в политику и пр. Сейчас рейтинги подобного рода практически не сходят с полос изданий.

Рецензия

Слово «рецензия» латинского происхождения («recensio») и в переводе означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Можно сказать, что рецензия – это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач.

Вопрос о том, что рецензировать, имеет первостепенное значение для автора. Ясно, что охватить своим вниманием все явления культурной или научной жизни рецензент просто не в силах, да это и невозможно из-за ограниченных возможностей СМИ. Поэтому рецензируются в основном наиболее выдающиеся спектакли, книги, фильмы, в том числе и «скандальные», т.е. задевшие чем-то внимание публики произведения. Рецензия, разумеется, должна преследовать какую-то важную цель – рассказать аудитории о том, что действительно заслуживает ее внимания, и о том, что внимания ее недостойно, помочь ей лучше разбираться в вопросах той сферы, которой касается рецензируемое произведение.

Рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для адресатов разной категории читателей, слушателей, зрителей. Для этого рецензенту надо глубоко изучить рецензируемое произведение, учитывая те принципы и правила, которыми руководствовался писатель, ученый или художник, уметь использовать методы анализа и свободно владеть языком рецензируемого произведения.

Но основная задача рецензента – увидеть в рецензируемом произведении то, что незаметно непосвященному. А это трудно сделать, не обладая специальными знаниями в определенной сфере деятельности (литературе, театральной жизни, искусстве и пр.). Эти знания не может заменить обычный жизненный опыт или интуиция. Чем большим запасом специальных знаний обладает журналист, тем больше у него шансов подготовить действительно профессиональную рецензию.

Основу рецензии составляет анализ, поэтому необходимо, чтобы он был всесторонним, объективным. Автор рецензии должен уметь заметить в анализируемом произведении то новое, что может стать «центром», вокруг которого будут «вращаться» его мысли, его суждения. Очень часто рецензенты сосредоточивают свое внимание на пересказе сюжетных линий произведения, поступках персонажей. Это не должно быть самоцелью. Только в том случае, если такой пересказ органично вплетен в канву анализа, он становится оправданным. Особенно неудачным такой путь рецензирования будет тогда, когда аудитория хорошо знает произведение, о котором идет речь.

В современной прессе наиболее распространены рецензии, авторы которых разбирают только какую-то одну сторону произведения, например, только тему или только мастерство автора, или исполнителей, или работу режиссера.

Журналистское расследование, без сомнения, самый трудоемкий жанр в журналистике. Его невозможно сделать за день, редкий случай, когда полноценное расследование удается «провернуть» за неделю.

В нашей стране далеко не каждая редакция может позволить себе держать в штате журналиста, делающего один материал в месяц. Порой журналист в этой ситуации выбирает наиболее легкий путь, например, публикует стенограмму чьих-то телефонных переговоров, пленку с которыми принес в редакцию «доброжелатель», или использует какую-нибудь другую «случайную утечку» из правоохранительных структур. В этом варианте, конечно, хлопот меньше – расставил запятые, сделал короткий комментарий, дал хлесткий заголовок, и можно сдавать материал в номер. Осталось в качестве затравки поставить поверх публикации рубрику «Журналистское расследование» – и сенсация готова. Но мы уже говорили, что такие «эрзацы» не сделают имя журналисту, да и газете славы вряд ли прибавят, поскольку читателю очень скоро станет ясно, что издание просто используют в качестве «сливного бачка».

Настоящее журналистское расследование тем и отличается от подделок, что проходит несколько обязательных этапов. Можете не сомневаться, вдумчивый читатель должным образом оценит добросовестность автора.

Началом расследования могут стать:

  • события;
  • происшествия;
  • ваши собственные наблюдения и предположения;
  • материалы СМИ;
  • документы (как открытые, допустим, распоряжения и постановления властных органов, так и частично открытые, и конфиденциальные, от документации коммерческих структур – до ведомственной документации служебного характера;
  • заявления официальных лиц, в том числе пресс-релизы госорганов или частных организаций;
  • слухи;
  • сообщения, полученные от вашего источника информации, или «инициатора» [2, С. 13].

Обозрение

Этот жанр изобретен не журналистами, обозрение использовалось задолго до возникновения периодической прессы. Можно сказать, что современное обозрение не относится к ежедневно и интенсивно используемым журналистским жанрам. Однако оно важно для аналитической журналистики, как и другие жанры. Обозрения публикуются во многих газетах и журналах.

Определяющий признак жанра обозрения – единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. В чем отличие этого жанра от других жанров журналистики, в чем его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции и предмета обозрения. Обозревать – значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста. Обозреватель должен:

  • возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах, происходящих в общественной жизни;
  • отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан;
  • обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;
  • через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития;
  • способствовать практическому решению проблем общества.

Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами. Обозревая явление во внешних и сущностных его характеристиках, автор приводит аудиторию к необходимой идее.

Выразительные детали служат опорными точками аргументации или самими аргументами, предвосхищают саму идею (тезис, умозаключение) [3, С. 15].

Открытое письмо.

Публикации, выполненные в жанре открытого письма, часто называют эпистолярной журналистикой (от греч. epistola – послание). Эпистолярную журналистику (в жанровом отношении) следует отличать от публикаций самых разных жанров (начиная с заметки и кончая полноценным очерком), которые помещаются под рубрикой «Письма наших читателей» во многих газетах и журналах. В данном случае рубрика означает лишь то, что материал поступил в редакцию по почте и что автор его не является штатным работником редакции. На жанр публикации такая рубрика не влияет, и ее нельзя считать жанроформирующим фактором (хотя, разумеется, под этой рубрикой может быть опубликован текст, который действительно представляет собой произведение эпистолярной публицистики).

Письмо как эпистолярный жанр обладает присущими ему характерными признаками. Первый из этих признаков – форма непосредственного обращения автора к адресату (читателю, слушателю). Второй признак – стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления.


Библиографическая ссылка

Кихтан Я.В. СОВРЕМЕННЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ И ЕГО СТРУКТУРНО-ЖАНРОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ // European Student Scientific Journal. – 2017. – № 2. ;
URL: https://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=419 (дата обращения: 25.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674