Повышение качества публичного управления и качества жизни населения напрямую связано с развитием институтов непосредственной демократии. Однако сегодня реализация непосредственной демократии на местном уровне связана с серьезными проблемами и препятствиями как юридического, так и социально-психологического порядка, в том числе со сложившейся ситуацией безразличия граждан к возникающим общественным проблемам, отстраненности от процессов их решения. Более того, в настоящее время не только население не готово к эффективному сотрудничеству с органами власти, но и значительная часть должностных лиц не хочет относиться к населению как к равноправному партнеру.
Действительно, необходима разработка и закрепление организационно-правовых механизмов, позволяющих жителям ощущать себя единым коллективным субъектом власти (местным сообществом), способным реально влиять на происходящие в сфере публичного управления процессы, объективно оценивать эффективность деятельности органов власти и должностных лиц. Для этого необходимо формирование социального капитала, совершенствование существующих форм непосредственного участия населения в государственном управлении и местном самоуправлении.
Представляется актуальной разработка рекомендаций по использованию инновационных инструментов реализации институтов непосредственной демократии, имеющих значение для расширения возможностей населения активнее участвовать в осуществлении территориального общественного самоуправления.
На муниципальном уровне закреплено наибольшее количество форм непосредственного народовластия, используемых только при осуществлении муниципальной власти: сход, отзыв, территориальное общественное самоуправление и голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований. По мнению ряда исследователей, в настоящее время говорить об эффективности и функциональности местного самоуправления как формы народовластия в Российской Федерации преждевременно [3]. Одной из главных особенностей развития муниципальной демократии в современной России является то обстоятельство, что демократизация местного самоуправления происходила «сверху вниз», в связи с чем, большинство населения считает, что наличие представительных институтов власти на федеральном уровне является достаточным условием демократии.
Можно выделить ряд факторов, сдерживающих развитие демократического потенциала местного самоуправления, в частности ограничение организационной, компетенционной и финансовой самостоятельности, неэффективная деятельность органов местного самоуправления и их должностных лиц, низкая активность граждан, препятствующие становлению местного самоуправления как истинно демократического института.
Территориальное общественное самоуправление, согласно статье 27 Федерального Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», является формой самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования [7]. Следует отметить, что территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС) создается для взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления. Оно призвано внести серьезный вклад в развитие творческий инициативы и активности населения. Через различные формы территориального общественного самоуправления возможно получение глубокой и достоверной информации о действительных интересах и мнениях граждан, различных социальных слоев и групп, а также реализация потребностей самого населения за счет деятельности ТОС.
Решение проблем местных сообществ во многом зависит от социальной активности граждан, меры их включенности в реализацию институтов непосредственной демократии, их гражданского участия. Активность и гражданское участие населения должны находить поддержку и понимание на всех уровнях власти, не исключая местного самоуправления.
Но для реализации мер такой поддержки необходимо знать основные параметры проявляемой населением социальной активности, факторы, на нее влияющие, а также ожидания граждан от действий местной власти по совместному решению проблем муниципальных образований.
Материалы исследования, проведенного ИЭОПП СО РАН [5], показывают, что влияние местной власти на развитие социальной активности населения пока нельзя назвать определенно положительным. Сравнительный анализ видения одних и тех же проблем двумя сторонами взаимодействия показывает, что представления органов власти и населения существенно различаются. Прежде всего, это касается роли различных субъектов в решении вопросов местной жизни. Так, жители наибольшей степенью влияния на ситуацию в городе наделяют губернатора (54,1%) и местные власти (глава города – 46,8%, местная администрация – 41,3%), которые занимают лидирующие позиции в рейтинге влияния, а также с достаточно большим отрывом – Президента РФ (24,3%) и Правительство (14,9%). Само население среди субъектов влияния, по представлениям жителей, находится на 6-ом месте из 13-ти (12,4% ответивших назвали население среди субъектов, в наибольшей степени влияющих на ситуацию в городе.
Что касается населения, как основного субъекта самоуправления, то оценка его влияния по-прежнему остается достаточно скептической, среди субъектов влияния оно занимает последнее место: основная доля опрошенных сотрудников Администрации убеждена, что влияние населения на решение местных проблем незначительно (49,1%). Местные власти больше ориентированы на организованные формы участия населения в самоуправлении, такие как работа депутатов, ТОС, общественные организации и в меньшей степени на самоорганизацию граждан.
Важно активно развивать эффективные механизмы реализации институтов непосредственной демократии, формировать активную гражданскую позицию населения. Следовательно, на перспективу представляется необходимым, с одной стороны, активизация и развитие социального потенциала населения, участие населения в принятии решений по местным вопросам, контроле за деятельности властей, и создание эффективных инструментов взаимодействия населения и власти, общего информационного и правового пространства, обеспечивающего эффективность взаимодействия – с другой.
Максимально эффективно повышение включенности населения в сферах обеспечения экологической безопасности территории, экологического просвещения населения, экономической свободы ведения бизнеса, развития социального предпринимательства в местном сообществе [2, с.894] и др. Позитивный опыт использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов ТОС накоплен в Архангельской области, МО Майкоп и др.).
Согласно сводному докладу Краснодарского края «О результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Краснодарского края за 2014 год» [6], удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления в среднем по краю 45,23% респондентов позитивно оценили деятельность органов местного самоуправления с ростом к 2013 году (43,84%). По городским округам позитивных оценок больше (51,6%), чем по муниципальным районам (44,0%).
В настоящее время в Краснодарском крае действует более 6 тысяч ТОС [1]. Территориальное общественное самоуправление на территории муниципального образования Краснодар развивается с 2006 года. На данный момент в Краснодаре зарегистрировано 1654 органа территориального общественного самоуправления [4]. Органы ТОС, работая непосредственно с людьми, наиболее эффективно реализуют инициативу населения, направляя ее в социально-полезное русло. Они решают социальные проблемы по месту жительства, привлекая потенциал населения. Результатом этого процесса стало снижение социальной напряженности за счет упорядочения взаимоотношений населения с органами власти.
Административный путь формирования самоуправляющихся территорий, с одной стороны, позволил быстро и рационально внедрить в практику новую модель, но с другой, оставил ряд проблем, требующих решения. Так, в десятках тысяч вновь созданных ТОС, образованных путем переименования домовых и квартальных комитетов, всю организационную работу пытаются вести пожилые люди, не имеющие представления об инновационных, и в первую очередь, информационных, технологиях. Проводимые органами МСУ многочисленные совещания и семинары для актива ТОС, к сожалению, не приводят к позитивному результату. Кроме того, большинство жителей ещё не ассоциируют себя с территориями.
Изучение данной формы прямого волеизъявления граждан, ее роли в местном самоуправлении, позволило выявить целый ряд проблем, создающих предпосылки для формирования равнодушного отношения к участию в осуществлении МСУ со стороны населения:
- проблема низкой гражданской активности самих жителей муниципальных образований;
- проблема высокой степени недоверия к местным чиновникам особенно в дотационных муниципалитетах;
- проблема манипулирования общественным мнением и статистических ошибок при проведении опросов общественного мнения об удовлетворенности деятельностью органов власти.
Задача органов местного самоуправления – максимально использовать эту инициативу и способствовать ее развитию. Опыт показывает, что от результатов деятельности органов ТОС во многом зависит улучшение социального климата и, как следствие, снижение количества жалоб и обращений граждан в органы местного самоуправления. В какой-то степени решению данных проблем могли бы способствовать меры, направленные на увеличение заинтересованности населения муниципальных образований в участии в местном самоуправлении. В этой связи целесообразно для решения проблем правового, организационного, финансового и психологического характера расширить применяемые формы и технологии участия граждан в деятельности территориального общественного самоуправления и местного самоуправления.
Информационно-методическая поддержка активного населения является одним из важнейших условий развития реального местного самоуправления, однако сегодня она не является приоритетом для органов местного самоуправления, нормативная база, регламентирующая этот процесс, является достаточно неполной как на федеральном, так и на местном уровне.
Решить данную проблему позволит разработка коммуникационно-информационной системы поддержки территориального общественного самоуправления на основе создания модульного сайта ТОС. Это предопределяет глобальную актуальность на сегодняшний день проблемы использования инновационного ресурса развития ТОС, в первую очередь, на основе использования Интернет-ресурсов и технологий. Стратегическая цель – развитие механизмов реализации институтов непосредственной демократии в местных сообществах на основе создания единого стандарта, формирования коммуникационно-информационной базы и организационных условий включения местного сообщества в деятельность ТОС на основе инновационных технологий.
Так, официальный сайт ТОС города Краснодара станет информационным ресурсом, предназначенным для налаживания стабильной связи с общественностью, обеспечения открытости администрации г. Краснодар. Модульный сайт позволит решить задачу вовлечения местного сообщества в реализацию институтов непосредственной демократии. В перспективе актуально создание на основе мобильного сайта пилотного ТОС не только сайта администраций внутригородских округов г. Краснодара, но и разработка мобильного приложения для смартфона «Втосе», а также в дальнейшем – создание в г. Краснодаре городского Центра ТОС с единым модульным сайтом.
Таким образом, территориальное общественное самоуправление – это наиболее перспективная форма непосредственной демократии в системе местного самоуправления. В то же время, данный институт непосредственной демократии еще не сыграл важной роли в системе местного самоуправления Краснодарского края в связи с объективными причинами, а также с малым опытом использования инновационных инструментов организации территориального общественного самоуправления в регионе. Необходимо создание коммуникационно-информационной базы обеспечения включенности местного сообщества в деятельность ТОС на основе инновационных инструментом – модульных сайтов органов ТОС.
Библиографическая ссылка
Родина Е.А. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ // European Student Scientific Journal. – 2017. – № 2. ;URL: https://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=416 (дата обращения: 25.11.2024).