Электронный научный журнал
European Student Scientific Journal
ISSN 2310-3094

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАРАГАНДИНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Сихимбаев М.Р. 1 Сихимбаева Д.Р. 1
1 Карагандинский экономический университет
В статье рассмотрены современные аспекты экономики знаний в образовании. Авторами предлагается комплексная модель инновационного обучения, включающая актуальные составляющие инновационного образовательного процесса по экономическим специальностям, включая магистратуру и докторантуру (PhD). В процессе обучения используется комплексная модель инновационного обучения, которая является актуальной в условиях развития академической мобильности и состоит из следующих элементов: лекции–презентации и лекции-дискуссии, метод проблемного изложения, диалоговые практические занятия, метод конкретных ситуаций или метод кейс-стади, самостоятельная проектная исследовательская деятельность, применение информационно-коммуникационных технологий. Цель предлагаемых технологий – повысить мотивацию к получению профессиональных знаний в области экономики и способствовать повышению интереса обучающихся к исследовательской деятельности. В условиях внедрения новых методов обучения и академической мобильности в КЭУ становится возможен выбор индивидуальной образовательной траектории, а также получение более качественных образовательных услуг; что облегчает возможность трудоустройства квалифицированных кадров, открываются перспективы плодотворного сотрудничества в области образования и науки для преподавателей и ученых.
послевузовское образование
методы обучения
инновационные технологии обучения
лекции–презентации
лекции-дискуссии
метод проблемного изложения
диалоговые практические занятия
кейс-стади
самостоятельная проектная исследовательская деятельность
применение информационно-коммуникационных технологий
1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» - 31 января 2017 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-yanvarya-2017-g
2. Закон Республики Казахстан от 23 марта 2006 г. № 135. «О государственной поддержке инновационной деятельности».
3. Алексеев А.С. Век инноваций // ЭКО. - 2004. - N 1. - С.51-55.
4. Кулакин Г.К. Научно-технологический потенциал отраслей: инновационная активность организаций // Проблемы прогнозирования. - 2003. - N 1. - С.133-145.
5. Гохберг Л. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. - 2002. - N 2. - С.50-59.
6. Игольников А. Значение стадии внедрения в инновационном развитии. // Экономист. - 2007. - N 4. - С.45-51.
7. Кутейников А.А. Технологические нововведения в экономике США. - М.: Наука, 1990. – 93 с.
8. Сихымбаев М.Р., Сихымбаева Д.Р. ?ылыми зерттеу мен инновациялы? ?ызметті ?йымдастыру ж?не жоспарлау // Рекомендовано Министерством образования и науки в качестве учебника для высших учебных заведений - Караганды, 2016. - 205б.
9. Сихимбаев М.Р. Организация и планирование научно-исследовательской и инновационной деятельности // Рекомендовано Министерством образования и науки в качестве учебника для высших учебных заведений - Караганда, 2014. – 184с.
10. Сихимбаев М.Р. и др. Методология научно-исследовательской и инновационной деятельности: теория и практика (Монография) - Издатель: Palmarium Academic Publishing. - Saabrucken, Deutschland / Германия, 2013. - 268с.
11. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента / Под ред. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ, 1999. -208 с.
12. Научно-технический прогресс // Словарь. - М: Прогресс, 1985. - 37 с.
13. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь / Под ред. Л.М. Гохберга. – М.: Прогресс, 1995. - 62 с.
14. Кантарбаева А.К. Предпринимательство: Институционально-эволюционный подход. - Алматы: Раритет, 2000.- 200 с.
15. Санто Б. Инновация как средство экономического развития // Пер. с венгер. Общ. ред. Б.В. Сазанова. - М.: Прогресс, 1990. - 296 с.
16. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / - 6 изд-е. - СПб.: Питер, , 2006. – 442 с.
17. Сихимбаев М.Р., Сихимбаева Д.Р. Развитие экономического механизма рационального недропользования в Казахстане // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 3-2. С.414-418
18. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. Под ред. В.Д. Щетинина - М.: Международные отношения, 1993.- 896 с.

Экономика знаний как часть инновационной экономики является первоочередной задачей для страны, являясь базовой предпосылкой устойчивого развития страны.

В казахстанской экономике наблюдается возрастающая потребность в переходе на инновационный путь развития. Становится все более очевидным, что без формирования экономики знаний не удастся одержать победу над экономической и технологической отсталостью страны, повысить ее конкурентоспособность на мировых рынках. Это требует создания условий для опережающего, инновационного развития всех отраслей экономики республики, в том числе и в системе высшего и послевузовского образования.

Президент страны Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» отметил:

«Прежде всего должна измениться роль системы образования. Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации. Наряду с этим нужно уделить большое внимание формированию IT-знаний» [1].

Использование новых технологий обучения, комплексное сочетание различных элементов преподавания, проведение инновационных форм практических и семинарских занятий является одним из обязательных элементов в системе послевузовского образования Карагандинского экономического университета (КЭУ).

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» инновация определяется как результат научной и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности, внедрение которого в различные сферы производства и управления обществом является экономически эффективным и (или) социально, экологически значимым [2].

Основные компоненты новых технологий в системе образования как части инновационного образования в КЭУ вытекают из сущностных характеристик формирования и развития экономики знаний. Экономика знаний в системе послевузовского образования – это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений по созданию нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы [3-6]. Иначе говоря, экономика знаний представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.

Основными видами инновационной деятельности в ВУЗе являются научно-исследовательская работа (НИР); внедрение новых технологий обучения в процессе подготовки и переподготовки кадров; разработка и получение патентов, лицензий и ноу-хау; деятельность по реализации инновационных проектов; маркетинговые исследования рынков инновационной продукции и другое.

В развитых странах мира сложилась тенденция, опирающаяся на принцип применения научных новшеств, их внедрение в конкретную практику в качестве инструмента повышения качества образовательного процесса, роста производительности труда и ресурсоотдачи.

Внедрение инновационных технологий в экономике США обеспечивает до 90% прироста внутреннего валового продукта, причем с каждым годом эта тенденция усиливается [7].

Применение этих тенденций к внедрению новых технологий образования способствует реализации курса на инновационную экономику, характеризующей индустриальное и постиндустриальное общество [8-10]. Научно-технический прогресс дал мощный импульс к углублению связи науки и производства с экономическим прогрессом. Наука стала, по выражению ведущих ученых-экономистов, непосредственной производительной силой [11-13]. Обозначенные закономерности социально-экономического и научно-технического развития сохранились и в неоиндустриальном обществе.

Экономика знаний как неотъемлемая часть инновационной экономики в постиндустриальном обществе постепенно внедряется во все сферы человеческой деятельности, включая процессы образования.

Вопросы о том, как появляются новые идеи, генерируются новые знания, в основном анализируются в такой области исследований, как методология науки, в которой в последние десятилетия построены различные модели становления научных теорий, их соотношения с эмпирическими фактами, развития научного знания, роли внутренних и внешних факторов этого процесса и т.д. Эта область требует специального рассмотрения и изучения, которое выходит за пределы инновационного менеджмента. Результат научных исследований – новое знание, новация – дает начало инновационному процессу [14]. Данная теория получила название «инноватика», и уже внутри самой инноватики появились новые самостоятельные направления: формирование новшеств, сопротивление нововведениям, диффузия (распространение новшеств); адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям; инновационные организации; выработка инновационных решений [15].

В современной экономике знаний инновационное развитие является необходимым элементом повышения его конкурентоспособности, позволяющим постоянно совершенствовать объекты его деятельности.

В соответствии с международными стандартами экономик знаний может быть определена как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [16].

В результате, понятие «инновации» распространяется на нововведения в разных отраслях и сферах деятельности, включая не только производство, но и распределение, обмен, потребление производимого продукта или услуги. Период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом. [17].

С технико-технической точки зрения, инновации как объект исследования акцентируют внимание на технологической стороне изменений принципиально новых технологий. Экономическая наука фиксирует не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное внедрение новшества, независимо от его сущности: технология, продукт, новый метод организации или структурные изменения.

Также инновацию определяют как результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм.

Инновация, или нововведение в образовательном процессе - это комплексный процесс создания, распространения и использования новых технологий обучения для максимизации эффекта в процессе обучения. Понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Слово «инновация», по смыслу идентичное «нововведению», это вариант английского слова «innovation»: развивающийся, комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности [18].

Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе внедрения новых технологий обучения, может быть определена как инновационный процесс в образовании.

Таким образом, под инновацией в образовании подразумевается не просто объект, разработанный для образовательной деятельности, а объект, внедренный в учебный процесс, в результате проведения лекционного или практического (семинарского) занятия, качественно отличных от предшествующих аналогов.

К элементам инновационного образования в современном ВУЗе можно отнести все новшества, внедряемые на всех уровнях образовательного процесса.

Важнейшим элементом стратегии современного Вуза является управление трансфертом знаний между ВУЗами, одним из приоритетных решений которого являются процессы академической мобильности между ВУЗами. Развитие мобильного обучения в рамках вхождения в мировое образовательное и научное пространства является одной из ключевых составляющих модернизации системы высшего и послевузовского образования Карагандинского экономического университета.

Студенты и преподаватели Карагандинского экономического университета (КЭУ), участвуя в программах академической мобильности, имеют возможность выбора различных образовательных и исследовательских программам и возвращаются в КЭУ с новым багажом знаний. Содействие и поощрение академической мобильности в нашем университете способствует подготовке высококачественных специалистов, способных занять достойное место как на отечественном, так и на мировом рынке труда.

Академическая мобильность дает возможность студентам, магистрантам и докторантам КЭУ получать доступ к образовательным и научным программам других ВУЗов путем их оптимального взаимодействия за счет сопоставимости, взаимного признания, эффективного взаимодействия вузов и научных центров, а также индивидуализации образовательных траекторий.

В КЭУ в рамках академической мобильности обучаются студенты ВУЗов России, Таджикистана и других зарубежных стран.

Актуальность мобильного обучения заключается в повышении мотивации студентов, магистрантов и докторантов к изучению конкретных дисциплин, повышению своего профессионального уровня, возможности интегрирования в международное образовательное пространство.

В результате развития мобильного обучения в КЭУ:

- создаются новые возможности эффективной конкуренции и взаимодействия для ВУЗа;

- становится возможен выбор индивидуальной образовательной траектории, а также получение более качественных образовательных услуг; что облегчает возможность трудоустройства квалифицированных кадров для студентов;

- открываются перспективы плодотворного сотрудничества в области образования и науки для преподавателей и ученых;

- государство имеет широкий потенциал модернизации образования, интенсификации внедрения новых технологий; возрастает прибыль от рынка образовательных услуг.

Новые технологии обучения в КЭУ распространяются на все виды предусмотренных учебным планом занятий, входящих в мобильное обучение: лекции, практические занятия и самостоятельную работу.

Цель предлагаемых технологий – повысить мотивацию к получению профессиональных знаний в области экономики и способствовать повышению интереса обучающихся к исследовательской деятельности.

В процессе обучения нами предложена комплексная модель инновационного обучения, которая является актуальной в условиях развития академической мобильности и состоит из следующих элементов:

  1. Лекции–презентации и лекции-дискуссии.
  2. Метод проблемного изложения.
  3. Диалоговые практические занятия.
  4. Метод конкретных ситуаций или метод кейс-стади (КС).
  5. Самостоятельная проектная исследовательская деятельность.
  6. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Комплексный подход лекции-презентации с сочетанием лекции-дискуссии заключается в чтении основных разделов лекций с демонстрацией соответствующей слайд-лекцией, более детальные объяснения даются в виде комментариев, дискуссии. Основное содержание предлагаемой технологии заключается в чтении основных разделов лекций с демонстрацией соответствующей слайд-лекции, более детальные объяснения даются в виде комментариев, проведению нестандартных форм обучения с использованием электронного учебника и других материалов. Дополнительно применяются такие методы как тренинги, мастер-классы, метод «круглого стола», стимулирующие интерес к знаниям. В процессе чтения лекции сочетаются с диалогами и дискуссиями.

Метод проблемного изложения считается одним из эффективных методов активации процесса обучения. Перед началом изучения определенной темы курса перед аудиторией ставится проблемный вопрос или дается проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имеющимся ее пониманием и требуемыми знаниями. Эффективность метода в том, что отдельные проблемы могут подниматься самими докторантами (магистрантами, студентами), тем самым преподаватель добивается от обучающихся "самостоятельного решения" поставленной проблемы.

Диалоговые практические занятия. При таком подходе преподавание имитирует диалог, занятие становится похожим на диалог с элементами дискуссии, стимулируется исследовательский процесс, выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме занятия, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения учебного материала. Эта методика позволяет заинтересовать аудиторию, вовлечь его в процесс обучения.

Кейс-стади является одним из эффективных актуальных методов использования инноваций в дистанционном образовании с применением электронных обучающих средств.

Центральным понятием метода кейс-стади является понятие ситуация, т.е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его.

Общая технология работы при использовании метода кейс-стади с использованием электронных обучающих средств:

1 этап:

а) подбирает кейс;

б) определяет основные и вспомогательные материалы;

в) разрабатывает сценарии.

Обязанности студента - получить кейс и список рекомендуемой литературы, готовиться к занятию.

2 этап:

а) организует предварительное обсуждение кейса;

б) делит группу на подгруппы;

в) руководит обсуждением кейса.

Студент:

а) задает вопросы;

б) предлагает варианты решений;

в) принимает решение;

г) составляет письменный отчет о работе.

Задача преподавателя в этом контексте - решить дилемму между необходимостью передачи студенту определенного минимума знаний, с одной стороны, развития навыков и обучения принципам самостоятельной выработки этих знаний - с другой.

Примеры кейсов по общеэкономическим дисциплинам:

  1. Банкротство предприятия.
  2. Валютное регулирование в условиях гиперинфляции.
  3. Экономическое обоснование роста государственных расходов на социальное обеспечение.
  4. Ценообразование в условиях кризиса.

В целом метод кейс-стади позволяет:

а) принимать верные решения в условиях неопределенности;

б) разрабатывать алгоритм принятия решения;

в) овладеть навыками исследования ситуации;

г) разрабатывать план действий;

д) применять полученные теоретические знания на практике;

е) учитывать точки зрения других специалистов.

Этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

Кейс-стади позволяет: а) принимать верные решения в условиях неопределенности, б) разрабатывать алгоритм принятия решения, в) овладеть навыками исследования ситуации, г) разрабатывать план действий, д) применять полученные теоретические знания на практике, е) учитывать точки зрения других специалистов. Этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач.

Примеры кейсов по дисциплине «Контроллинг» для специальности «Менеджмент» магистратуры:

  1. Внедрение элементов управленческого учета на предприятиях различных сфер деятельности.
  2. Контроллинг инноваций в малом и среднем бизнесе.
  3. Служба контроллинга в сфере услуг.

Самостоятельная проектная исследовательская деятельность заключается в разработке и защите научно-исследовательского проекта с разработкой презентаций.

Основные элементы, входящие в состав проектной исследовательской деятельности:

- наличие значимой задачи, требующей поиск решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость, предлагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность, индивидуальная, парная, групповая, коллективная;

- структурирование содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов.

Для оценки проекта нами выработаны следующие критерии внешней оценки проекта:

- актуальность проблемы.

- корректность методов исследования.

- активность участников.

- характер общения.

- глубина общения.

- умение аргументировать свои заключения, выводы.

- эстетика оформления проекта.

- умение отвечать на вопросы.

Применение ИКТ-технологий (информационно-коммуникационных технологий):

- формирование мультимедийной библиотеки по темам занятий;

- работа с Интернет-ресурсами в исследовательских и образовательных целях;

- самостоятельное создание собственных электронных баз данных: глоссария, электронных тестов, кейсов, презентаций, задач и других информационных ресурсов.

Используемые методы обучения являются актуальными и способствуют повышению мотивации к обучению и профессионального уровня, интегрированию обучающихся в международное образовательное пространство.

Использование электронных обучающих средств, сочетаемое с применением инновационных технологий обучения ведет к значительному повышению эффективности учебного процесса в дистанционном образовании.

Развитие дистанционного образования является одним из наиболее эффективных методов современного образовательного процесса, эффективно сочетаемого с использованием электронных обучающих средств в условиях расширения образовательного пространства.

Применение информационно-коммуникационных технологий заключается в следующем:

- работа с Интернет-ресурсами в образовательных целях;

- создание мультимедийной библиотеки по темам занятий;

- самостоятельное создание собственных электронных баз данных: глоссария, электронных тестов, кейсов, презентаций, задач и других информационных ресурсов.

Для лучшего освоения курса выпускается электронный учебник, включающий в себя все основные разделы курса, тестовые задания и контрольные вопросы по данной дисциплине.

К основным проблемам изучения общеэкономических дисциплины является формирование у студентов комплекса теоретических знаний в области механизмов организации, управления и планирования в современной экономике и практических навыков в области экономических механизмов функционирования предприятия:

- механизмы функционирования современной экономики;

- экономические механизмы функционирования хозяйствующего субъекта;

- процесс разработки и принятий хозяйственных решений,

- использование экономических ресурсов;

- анализ финансовых результатов деятельности;

- методы и формы организации производства и труда.

Таким образом, рассмотренные методы и технологии обучения послевузовского образования являются актуальными, способствуют повышению мотивации к обучению и профессионального уровня, интегрированию обучающихся в Карагандинском экономическом университете в международное образовательное пространство.


Библиографическая ссылка

Сихимбаев М.Р., Сихимбаева Д.Р. ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАРАГАНДИНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) // European Student Scientific Journal. – 2017. – № 2. ;
URL: https://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=404 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674