До настоящего времени для системы профессионального образования в качестве цели выступала определенная совокупность знаний и умений, что и было зафиксировано квалификационными характеристиками, например: «должен знать...», «должен уметь...». В настоящий момент для современного специалиста важен не столько сам факт обладания суммой знаний и умений. Ему важна способность к переключению внимания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок, а также нужно понимание темперамента и эмоций [5, 106]. В современных условиях подготовка выпускников к многофункциональной производственной деятельности признается одной из актуальных проблем профессионального образования. Здесь главная проблема заключается в том, ведь свойства темперамента имеют, большое значение для деятельности человека, особенно таких ее аспектов, как формирование так называемого стиля деятельности, поведение в трудных ситуациях или выбор способа действия и ситуации в соответствии с потребностью индивида. [3, 3-4]
Целью нашего исследования было: обнаружить взаимосвязь между лабильностью мышления и свойствами темперамента студентов ВУЗа.
Исследование проводилось на базе Технического института (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в городе Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) с 23 октября по 29 ноября. В эксперименте участвовало всего 30 студентов 2 и 3 курса из групп БА-НО-17, ЭО-16, ПИ-16, ЗФ-16, ПГС-16.
Была составлена нами программа психодиагностики уровня интеллектуальной лабильности и свойств темперамента, которая включала в себя следующие методики:
1) Тест «Интеллектуальная лабильность» [4];
2) Методика диагностики темперамента Я. Стреляу [1, 84-89].
Тест диагностики темперамента Я. Стреляу направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. [2]
По тесту «Интеллектуальная лабильность» мы получили следующие результаты:
Диаграмма 1. Результаты тестирования интеллектуальной лабильности среди студентов группы ЭО-16
В данной группе было опрошено 10 студентов. После опроса были выведены следующие результаты: студенты с высокой лабильностью отсутствуют. Студентов со средней лабильностью 4 (40%). Студентов с низкой лабильностью 5 (50%). Студентов с очень низкой лабильностью 1 (10%).
Диаграмма 2. Результаты тестирования интеллектуальной лабильности среди студентов группы ПГС-16
В данной группе было опрошено 8 студентов. Студенты с высокой лабильностью отсутствуют. Студентов со средней лабильностью 3 (37%). Студентов с низкой лабильностью 3 (37%). Студентов с очень низкой лабильностью 2 (26%).
Диаграмма 3. Результаты тестирования интеллектуальной лабильности среди студентов НО-17
В данной группе было опрошено 8 студентов. Студенты с высокой лабильностью отсутствуют. Студентов со средней лабильностью 4 (50%). Студентов с низкой лабильностью 1 (13%). Студентов с очень низкой лабильностью 3 (37%).
Диаграмма 4. Результаты тестирования интеллектуальной лабильности среди студентов ПИ-16
В данной группе было опрошено 6 студентов. Студентов с высокой лабильностью 1 (17%) Студентов со средней лабильностью 3 (50%). Студентов с низкой лабильностью 2 (33%). Студенты с очень низкой лабильностью отсутствуют.
По методике диагностики темперамента Я. Стреляу в ходе нашего исследования были получены следующие результаты (См. Гистограммы 1, 2, 3, 4):
Гистограмма 1. Результаты тестирования методики диагностики темперамента Я. Стреляу по трем шкалам: возбудимость, торможение и подвижность (гр. ЭО-16)
Всего в данной группе студентов было опрошено 10 человек. Как мы видим из гистограммы 1, по свойству темперамента как возбудимость, студенты показали следующие результаты:
Студентов с высокой возбудимостью выявлено 9 человек (90%). С низкой возбудимостью оказался 1 студент (10%).
По шкале торможения мы получили следующие данные:
Студентов с высоким показателем силы нервной системы по отношению к процессам торможения 10 (100%). Студенты со слабыми тормозными процессами отсутствуют.
По шкале подвижности у студентов выявлены - с высокой подвижностью 5 (50%) и с низкой подвижностью 5 (50%).
Гистограмма 2. Результаты тестирования методики диагностики темперамента Я. Стреляу в группе ПГС-16
В данной группе было опрошено 8 человек. Из гистограммы 2 мы видим, что студентов с высоким уровнем возбудимости – 7(87,5%), с низким уровнем - 1(12,5%).
По показателям силы нервной системы по отношению к процессам торможения с высоким уровнем выявлены - 7 студентов (87,5%). Студентов со слабыми тормозными процессами - 1(12,5%).
По шкале подвижности выявлено, что студентов с высокой подвижностью - 6(75%) и студентов с низкой подвижностью - 2 (25%).
Гистограмма 3. Результаты тестирования методики диагностики темперамента Я. Стреляу в группе ПИ-16
В данной группе было опрошено 6 человек. Из гистограммы 3 мы видим, что студентов с высоким уровнем возбудимости – 4(66%), с низким уровнем - 3 (50%).
По показателям силы нервной системы по отношению к процессам торможения - 6 (100%). Студенты со слабыми тормозными процессами отсутствуют.
По шкале подвижности выявлено, что студентов с высокой подвижностью – 5 (88%) и студентов с низкой подвижностью - 1 (20%)
Гистограмма 4. Результаты тестирования методики диагностики темперамента Я. Стреляу в группе НО-17
В данной группе было опрошено 8 человек. Из гистограммы 4 мы видим, что студентов с высоким уровнем возбудимости – 4(50%), с низким уровнем - 4(50%).
По показателям силы нервной системы по отношению к процессам торможения - 8(100%). Студенты со слабыми тормозными процессами отсутствуют
По шкале подвижности выявлено, что студентов с высокой подвижностью - 5(60%) и студентов с низкой подвижностью - 3 (40%)
А теперь проведем сравнительный анализ двух методик («Интеллектуальная лабильность» и диагностики темперамента Я.Стреляу), по которым мы проводили наш эксперимент, для того чтобы установить взаимосвязь уровня интеллектуальной лабильности студентов с их свойствами темперамента (см. таблицу 1).
Таблица 1
Сравнительная таблица результатов исследования уровней лабильности мышления и свойств типов темперамента у студентов ТИ (ф) СВФУ в гор. Нерюнгри
Лабильность |
Возбудимость |
Торможение |
Подвижность |
|
Студент 1 |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 2 |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 3 |
Оч. Низ. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 4 |
Средн. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 5 |
Средн. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 6 |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Низ |
Студент 7 |
Средн. |
Низ. |
Выс. |
Низ |
Студент 8 |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Низ |
Студент 9 |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Низ |
Студент 10 |
Средн. |
Выс. |
Выс. |
Низ |
Студент 11 |
Низ. |
Выс. |
Низ. |
Выс. |
Студент 12 |
Средн. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 13 |
Средн. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 14 |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 15 |
Оч. низ. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 16 |
Оч. низ. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 17 |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Низ |
Студент 18 |
Средн. |
Низ. |
Выс. |
Низ |
Студент 19 |
Низ. |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Студент 20 |
Средн. |
Низ. |
Выс. |
Низ |
Студент 21 |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 22 |
Средн. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 23 |
Средн. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 24 |
Низ |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Студент 25 |
Оч. низ. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 26 |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Студент 27 |
Средн. |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
Студент 28 |
Средн. |
Низ. |
Выс. |
Низ |
Студент 29 |
Средн. |
Низ. |
Выс. |
Низ |
Студент 30 |
Оч. низ. |
Выс. |
Низ. |
Низ |
Проанализировав данные таблицы, мы заметили у 14 студентов (88%), у которых высокий уровень возбудимости, лабильность мышления имеет низкий или очень низкий уровни.
По данным результатам можно подтвердить, что люди с высокой возбудимостью темперамента имеют низкую или очень низкую лабильность мышления. Люди с таким описанием имеют сильную ответную реакцию на возбуждение и высокие стимулы, но невысокую успеваемость в различных сферах деятельности.
По свойству темперамента, как торможение мы видим следующую картину. Высокий уровень торможения из 14 студентов, которые имеют высокий и средний уровни лабильности мышления, все 14 (100%).
У людей с высоким торможением наблюдаются сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы и хорошая реакция. Всё это ведет к средним и высоким показателям лабильности мышления и хорошей способностью к обучению.
Также можно заметить, что студенты, которые показали низкий и очень низкий уровни лабильности мышления по подвижности свойств темперамента имеют высокий уровни – 11 студентов (69%).
Люди с высокой подвижностью могут легко переключаться между нервными процессами: от возбуждения к торможению и наоборот, а так же у них наблюдается быстрая переключаемость, решительность и смелость в поведенческих реакциях.
Таким образом, сравнив результаты исследования влияния свойств темперамента на уровень интеллектуальной лабильности, мы можем подтвердить, что гибкость мышления студентов зависит от свойств темперамента личности. Мы думаем, что смогли частично доказать взаимосвязь между возбудимостью, подвижностью и низкими показателями лабильности, а также высокими показателями торможения и средней/высокой лабильностью мышления.