Актуальность темы. В современном социуме и во многих разделах медицины используется понятие качество жизни, связанное со здоровьем, возможностью полноценно работать и отдыхать, вести активный образ жизни, выполнять семейно-социальную функцию. Качество жизни – сложное, многомерное понятие, включающее восприятие индивидом своего физического и психологического состояния, уровня независимости, взаимоотношений с людьми и личных убеждений [1]. Этот термин является понятием, фиксирующим интегральные характеристики человеческого существования. Применительно к медицине, качество жизни — это интегральная характеристика физического, психологического, социального и эмоционального состояния человека, оцениваемая исходя из его субъективного восприятия. Интересен факт, что обнаружение совершенно неожиданного противоречия между очевидной заинтересованностью практически каждого человека в улучшении качества своей жизни или жизни близких людей и абсолютная неосознанность и неознакомленность с теми препаратами которые могут вызывать подобный эффект. Говоря про медикаментозную коррекцию, важным вопросом являются следующие условия:
- Прием препаратов должен назначаться врачом-специалистом только после личной консультации и всестороннего обследования для составления индивидуальной схемы применения с учетом сопутствующей патологии и возможных противопоказаний для конкретного клинического случая;
- Выбранные препараты необходимо принимать длительными курсами с перерывами;
- Своевременное начало приема и постоянный динамический контроль предполагает адекватную коррекцию для достижения наиболее выраженного результата;
Для улучшения качества жизни традиционно применяются следующие группы [1,2]:
Адаптогены - препараты преимущественно растительного происхождения, которые обладают общетонизирующим действием на основные функции и системы, повышают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов, повышают неспецифическую сопротивляемость организма к широкому спектру вредных воздействий физической, химической и биологической природы: элеутерококк, алоэ, женьшень, лимонник, заманиха, родиола розовая и др.
Антиоксиданты - вещества, которые ингибируют окисление. Любое из многочисленных химических веществ, в том числе естественные продукты деятельности организма и питательные вещества, поступающие из рациона, которые могут нейтрализовать окислительное действие свободных радикалов и других веществ. При любом патологическом воздействии активируется свободнорадикальное перекисное окисление липидов (ПОЛ) и образуются гидроперекиси и свободные радикалы. Антиоксиданты ограничивают реакции ПОЛ и устраняют повреждающее действие их агрессивных продуктов на все мембранные структуры организма, тем самым защищая их структуру и выполняемые функции. Наиболее активные антиоксиданты: токоферол (витамин Е), аскорбиновая кислота (витамин С), рутин (витамин Р), тиамин (витамин В1), пиридоксин (витамин В6), никотиновая кислота (витамин РР), метилксантины, статины, ß-каротин (проретинол, провитамин А), лютеин, ликопин (в томатах), танины (в какао, кофе, чае), полифенолы - рибофлавин и флавоноиды (часто встречаются в овощах), антоцианы (в красных ягодах).
Антигипоксанты повышают эффективность тканевого дыхания в условиях гипоксии, улучшают работу митохондрий, снижают потребление кислорода и защищают от гипоксии особенно в органах с высоким уровнем метаболизма - головной мозг, миокард, печень, почки: ноотропы, производные ГАМК, гипоксен, мексидол, тиотриазолин и др. Антигипоксанты повышают физическую, умственную работоспособность и выносливость организма в любых экстремальных ситуациях (сложные для адаптации климатические условия (заполярье, Арктика или Антарктика, высокогорье, подводные работы и др.), при интенсивной умственной нагрузке и длительном физическом перенапряжении (так называемый «синдром хронической усталости и утомляемости»), для предупреждения тканевой гипоксии при тяжелых травмах, хирургических вмешательствах, массивных кровопотерях, обширных ожогах, в составе комплексной терапии многих заболеваний).
В качестве иммуностимуляторов используют: микроэлементы селен и цинк; эхинацея, кошачий коготь, алоэ, женьшень, майтаке (гриб) и другие адаптогены; цитамины, выделенные из главной иммунной железы Тимуса (тималин, тимусамин); аминокислоты лейцин и метионин; синтетические препараты (трекрезан и др.). Одним из наиболее известных является глутоксим (глутамил-цистеинил-глицин динатрия) [3].
Ноотропы (глутаминовая кислота, глутамин, танакан, мемоплант актовегин, пирацетам, фезам, депренил, ацефен и др.) – лекарственные средства которые улучшают психическую и умственную деятельность вследствее благоприятного влияния на метаболические процессы мозга. В механизме действия основная роль принадлежит нормализации уровня ГАМК в тканях мозга, а также улучшение усвоения глюкозы, обмена АТФ, фосфатидилхолина и глутамата, стимуляция аденилатциклазы, фосфолипазы А2, повышение стойкости ткани мозга к дефициту кислорода, стимуляция мозгового кровообращения. Традиционно применяются при снижении умственных функций, головной боли, головокружении, безсоннице, при интенсивной умственной нагрузке.
Витамины - естественные компоненты пищи, обладающие выраженной биологической активностью и обязательно необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Это сборная по химической природе группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи. К витаминам заметно улучшающим качество жизни относят: витамин А, витамины B5 и B6, витамины С, Е, F (ненасыщенные жирные кислоты), витамин Р (биофлавоноиды: рутин, кверцетин, пикногенол, ресвератрол, антоцианидины), рыбий жир.
Макро- и микроэлементы наряду с белками, углеводами и витаминами, являются жизненно важными компонентами обмена веществ, необходимы для построения живых тканей и осуществления биохимических и физиологических процессов, входят в состав или активизируют действие ферментов, гормонов, витаминов и, таким образом участвуют во всех видах метаболизма. Наиболее важными являются: медь, цинк, селен, калий, магний, кальций, марганец. Наиболее предпочтительны - в виде поливитаминно-минеральных комплексов («Витрум», «Ундевит» и др.).
Метил-поставляющие препараты. Метил – химическое соединение (CH3), которое играет в нашем организме буквально жизненно важную роль. Метильные группы – это строительные кирпичики для важнейших белковых молекул и ДНК, необходимы для их обновления и функционирования, для детоксикации, нейромедиации, через серотониновые механизмы для регуляции настроения и поведения человека. К метиловым препаратам относятся: триметилглицин, диметилглицин (витамин B5 или пантотеновая кислота), метилурацил. Рационально принимать доноры метила совместно с витаминами B12, B6, фолиевой кислотой и цинком.
Стимуляторы генетической активности в клетках - цитомедины, цитамины и цитогены [4]. По мнению многих специалистов - это одни из самых перспективных препаратов, своего рода революция в сфере восстановления здоровья и продления активного долголетия. Уже разработана технология получения биорегуляторов из органов и тканей молодых животных («Эпиталамин» и «Эпифамин» стимулируют эпифиз, «Тималин» и «Тимусамин» - тимус). Неоспоримую роль в адаптации организма играют гормональные (мелатонин) и ферментные (ятарная кислота, коэнзим Q10) препараты.
Материалы и методы исследования. Среди студентов медицинских университетов Украины (Харьковского, Днепропетровского, Запорожского) был проведен опрос по оценке их качества жизни. За основу анкетирования взят Опросник SF-36, русскоязычная версия которого была создана и рекомендована Межнациональным Центром исследования качества жизни (Санкт-Петербург) [5]. Студенты давали свои субъективные ответы на 11 развернутых вопросов, анализ полученных результатов проводили в соответствии с предложенной методикой вычисления основных показателей по 8 шкалам в баллах:
Шкалы опросника (показатели) |
Вопросы |
Минимальное и максимальное значения |
Возможный диапазон значений |
Физическое функционирование (PF). |
3а, 3б, 3в, 3г, 3д, 3е, 3ж, 3з, 3и, 3к. |
10 – 30 |
20 |
Ролевое (физическое) функционирование (RР). |
4а, 4б, 4в, 4г. |
4 – 8 |
4 |
Боль (P) |
7, 8. |
2 – 12 |
10 |
Общее здоровье (GH) |
1, 11а, 11б, 11в, 11г. |
5 – 25 |
20 |
Жизнеспособность (VT) |
9а, 9д, 9ж, 9и. |
4 – 24 |
20 |
Социальное функционирование (SF) |
6, 10. |
2 – 10 |
8 |
Эмоциональное функционирование (RE) |
5а, 5б, 5в. |
3 - 6 |
3 |
Психологическое здоровье (MH) |
9б, 9в, 9г, 9е, 9з. |
5 – 30 |
25 |
Полученные результаты и их обсуждение. После проведенного анкетирования нами были получены следующие результаты касательно качества жизни студентов медицинских ВУЗов. Более 10 % студентов имеют серьезные нарушения в качестве их студенческой жизни: нарушения общего состояния и настроения, ухудшение самочувствия, общей выносливости, нарушения режима сна, питания и отдыха, снижение устойчивости к простудным заболеваниям, трудоспособности, памяти, обучаемости, стремления к интеллектуальному и духовному развитию. Каждый студент, принимавший добровольное участие в проведенном опросе, предварительно проконсультировался со своим участковым терапевтом по вопросу целесообразности и отсутствия противопоказаний к курсовому применению рекомендованных препаратов. С целью фармакологической коррекции выявленных нарушений качества жизни студентов, с учетом предстоящей сессии и необходимости длительного курсового приема препаратов метаболического действия, студенты в течение двух месяцев принимали поливитамины («Витрум», «Ундевит») и ноотропы (пирацетам, фезам). По результатам первой зимней сессии 2015-2016 учебного года предварительные положительные результаты уже отмечаются у 5-12 % студентов. Мы продолжили наши исследования, и проанализировали эффективность предложенной коррекции по результатам летней и последующей зимней сессии уже 2016-2017 учебного года по аналогичной схеме профилактического применения поливитаминно-минеральных комплексов в сочетании с ноотропами. Повторный опрос позволил выяснить динамику субъективного состояния и общего самочувствия студентов, принимавших участие в анкетировании (на графиках оранжевые столбцы отображают прирост показателей в %):
Выводы. Как видно из приведенных данных, изученные показатели качества жизни студентов-медиков значительно улучшились, что дает основание полагать о целесообразности и необходимости применения предложенных препаратов в условиях интенсивного физического, психо-эмоционального и интеллектуального ритма студенческой жизни современных студентов.