Впервые понятие «учётная политика» было сформулировано и раскрыто в Положении по бухгалтерскому учёту от 20 марта 1992г №10 « Об утверждении положения о бухгалтерском учете и отчетности» утвержденным приказом Минфина Российской Федерации (с изменениями от 28. 07. 1994 г. № 100). В официальном документе под учетной политикой предприятия понимается выбранная данным предприятием совокупность способов – первичного наблюдения, стоимостного измерения, итогового обобщения фактов уставной (хозяйственной) деятельности и текущей группировки – ведения бухгалтерского учёта [21].
Также понятие «учётная политика» может трактоваться как политика, проводимая государством, в области бухгалтерского и налогового учета [7]. То есть, на простом языке, учетная политика есть инструкция, созданная государством или конкретной организацией, с целью ведения учёта (бухгалтерского и налогового).
Чрезвычайно важным элементом учетной политики является наличие цели, в рамках которой она реализуется. Необходимость учётной политики связана с:
- обеспечением получения достоверной информации о финансовом и имущественном состоянии предприятия;
- обеспечением достоверности результатов предпринимательской деятельности, которые необходимы для всех пользователей финансовой отчётности с целью принятия соответствующих решений;
- ведением бухгалтерского и налогового учёта с соблюдением принципов, установленных законодательством и конкретной организацией;
- отображением фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском и налоговом учёте;
- рациональным ведением налогового и бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Тем не менее, формирование целей учётной политики не ограничивается получением максимального эффекта от деятельности предприятия. Выделяют главную цель деятельности учётной политики [2] – это предупреждение нарушений в сфере экономической (финансовой) безопасности, в рамках которой ведется соответствующий бухгалтерский и налоговый учёт о состоянии национальной экономики, включающей в себя:
- национальные интересы;
- инновационное развитие;
- уровень социального, политического и оборонного развития;
- внутренние и внешние угрозы.
Как известно, на уровне законодательства в Российской Федерации впервые тематика экономической безопасности была раскрыта в законе № 2446-1 от 05.03.1992 г. «О национальной безопасности». Следует учитывать, что тогда речь шла о безопасности как общей категории. В настоящее время существует большое количество трактовок понятия «экономическая безопасность». Рассмотрим некоторые из них:
Борисов А.Б., автор первого словаря по экономической безопасности, интерпретировал последнее, с одной стороны, как создаваемые государством условия, которые гарантируют недопущения непоправимого ущерба от внешних и внутренних экономических гроз, с другой, предотвращение утечки государственной конфиденциальной информации, нарушения предпринимательской тайны» [3].
Доктор экономических наук, профессор Российской таможенной академии, Кочергина Т.Е. интерпретировала экономическую безопасность фирмы как «количественную и качественную характеристики фирм, которые отражают способность «самовыживания» в условиях возникновения внутренней и внешней угрозы» [5].
Королёв И.М., лидер объединения «Глобал – Безопасность», определял экономическую безопасность как «состояние предприятия, которое означает, что изменение каких-либо качеств, параметров принадлежащего данному предприятию имущества невелика» [4].
Таким образом, обобщив вышеперечисленные определения понятия «экономическая безопасность», можно сформулировать общее определение, а именно, экономическая безопасность есть состояние защищенность экономических интересов государства или конкретной организации от внешних и внутренних угроз с целью получения прибыли и устойчивого развития. Можно сказать, что экономическая безопасность есть ядро правовых и экономических условий хозяйствования, которые обеспечивают эффективное развитие государства и организации в настоящем и будущем.
Как известно, главным условием эффективного и стабильного развития любого государства и любой организации является наличие системы учёта, способная противостоять негативному влиянию внешних и внутренних факторов [8,9,10]. Были случаи, когда экономическая безопасность подвергалась влиянию экологических, экономических и демографических кризисов. Так, например, с 2008 по 2010 г. экономическая безопасность Российской Федерации была подвержена воздействию мирового экономического кризиса. В этот момент снизилась финансовая независимость государства как одно из проявлений экономической безопасности. В этот период создание учетной политики (бюджетного и налогового учёта) как элемента экономической безопасность суть главный процесс при проверке и обработке всех факторов хозяйственной жизни страны.
Экономическая безопасность включает в себя такие виды, как:
- научно-техническую безопасность;
- интеллектуальную безопасность;
- информационную безопасность;
- инвестиционную безопасность и т.д.
Тем не менее, важной основой в сфере экономической безопасность является бухгалтерская информация (информация бухгалтерского учёта, полезная руководству для принятия конкретных управленческих решений) [11,12,13].
Следует выделить источники угрозы экономической безопасности в рамках бухгалтерской информации:
- несоблюдение требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации;
- создание учётных регистров;
- защита и хранение бухгалтерских и налоговых данных;
- создание бухгалтерской отчётности;
- руководящий состав и прочие кадры [1].
Рисками в экономической безопасности можно управлять, то есть выполнять систему мер, главной целью которой является снижение внешних и внутренних гроз. Структурное построение бухгалтерского учёта даёт возможность уменьшить внутренние и внешние риски экономической безопасности. Данное структурное построение находит свое отражение в учётной политике. Учётная политика есть основа бухгалтерского и налогового учёта [14,15,16].
Учётная политика есть внутренний контроль экономической безопасности, который определяет контроль, законность и рациональность ведения бухгалтерской и налоговой отчетности [17,19,20]. Под системой внутреннего контроля следует понимать совокупность мер, используемых руководством какой-либо организации в качестве средств, необходимых для эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности и снижения внутренних и внешних рисков данной организации [6].
Таким образом, можно выделить следующие операции в рамках учётной политики, используемых при предотвращении нарушений в сфере экономической безопасности [18]:
- наличие внутренней службы аудита в организационной структуре экономической безопасности;
- выделение должности внутреннего аудитора;
- отражение в организационно-техническом аспекте учётной политики контроля хозяйственных операций, осуществляемых внутренним аудитором;
- наличие положения о штабном подразделении экономической безопасности, в котором должны быть определены задачи внутреннего аудитора;
- определения перечня (плана) и процедур проведения проверок отдельно по каждому сегменту экономической безопасности;
- разработка внутренней управленческой отчётности, которая способствует эффективному контролю и отражению результатов экономической безопасности.
Таким образом, можно сделать вывод: слаженная система учётной политики (бухгалтерской и налоговой отчётности) позволяет:
- вовремя определять проблемы организации;
- предупреждать внешние и внутренние угрозы в кризисной ситуации;
- обеспечивать эффективную деятельность организации;
- составлять полную бухгалтерскую информацию в целях эффективного функционирования организации;
- обеспечивать экономическую безопасность на уровне хозяйствующего субъекта.
Учётная политика способствует формированию бухгалтерской информации, что позволяет в свою очередь повысить уровень экономической безопасности и хозяйствующего субъекта.