Электронный научный журнал
European Student Scientific Journal
ISSN 2310-3094

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕДУРЫ НАДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Селимов М.А. 1
1 Северо-Кавказский федеральный университет
В статье проводится сравнительный анализ реализации механизма наделения полномочиями высшего должностного лица в субъектах Северо-Кавказского федерального округа. Приводится законодательство Российской Федерации, как федеральное, так и региональное, посвященное вопросам наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации. Прослеживается хронологическая последовательность изменений данного законодательства, от прямых всенародных выборов, до наделения полномочиями путем избрания кандидата на должность главы субъекта Российской Федерации депутатами Законодательного органа субъекта Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации.. Реализуется сравнительная характеристика процедуры избрания высших должностных лиц субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа. Описываются характерные черты сходств и различий, между правовой основой организации и проведения выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа. Сопоставляются для сравнения, как субъекты Северо-Кавказского федерального округа с прямой формой наделения полномочиями главы субъекта Российской Федерации путем всенародного голосования, так и субъекты Российской Федерации с формой наделения полномочиями, путем избрания кандидата на должность главы субъекта Российской Федерации депутатами Законодательного органа субъекта Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации.
глава субъекта российской федерации
парламент субъекта российской федерации
избирательное законодательство
наделение полномочиями
прямые выборы.
1. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4733-1 "О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации" // ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. N 16. Ст. 561.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5005.
3. Федеральный закон от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 50. Ст. 4950.
4. Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 19. Ст. 2274.
5. Закон Ставропольского края N 67-кз от 02 июля 2012 года «О выборах Губернатора Ставропольского края»
6. Закон Чеченской Республики N 13-РЗ от 18 июня 2012 г. «О выборах Главы Чеченской Республики»
7. Закон Республики Дагестан N 29 от 06 июня 2013 года «О порядке избрания главы Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан»
8. Закон Республики Ингушетия N 6-РЗ от 8 мая 2013 года «О порядке избрания Главы Республики Ингушетия»
9. Конституционный Закон Республики Северная Осетия-Алания N 1-РКЗ от 17 января 2006 года «О Главе Республики Северная Осетия-Алания»
10. Щеголева Н. А. Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: проблемы и современные тенденции // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. №3.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PROCEDURE OF IDENTIFICATION BY THE AUTHORITY OF THE HIGHER OFFICIAL IN THE SUBJECTS OF THE NORTH-CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Selimov M.A. 1
1 North-Caucasian Federal University

Abstract:
The article provides a comparative analysis of the implementation of the mechanism of empowering the highest official in the subjects of the North Caucasus Federal District. The legislation of the Russian Federation, both federal and regional, is devoted to the issues of empowering the heads of subjects of the Russian Federation. The chronological sequence of changes in this legislation is traced, from direct national elections to empowerment by electing a candidate for the post of the head of a subject of the Russian Federation as deputies of the Legislative Body of a subject of the Russian Federation at the suggestion of the President of the Russian Federation .. A comparative description of the procedure for electing the highest officials of the subjects of the Russian Federation of the North Caucasus Federal District is being implemented. The characteristic features of similarities and differences between the legal basis for the organization and conduct of the election of senior officials of the subjects of the Russian Federation of the North Caucasus Federal District are described. Compared for comparison, both the subjects of the North Caucasus Federal District and the direct form of empowering the head of the constituent entity of the Russian Federation by popular vote, and the constituent entities of the Russian Federation with the form of empowering them by electing a candidate for the post of head of the constituent entity of the Russian Federation proposal of the President of the Russian Federation.

Keywords:
head of the subject of the russian federation
parliament of the subject of the russian federation
electoral legislation
empowerment
direct elections.

На современном этапе, вопросы наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, законами этих субъектов, предусматривают различные механизмы реализации. Так в Основном законе субъекта Российской Федерации, может быть предусмотрено, что глава субъекта избирается посредством прямых всенародных выборов, либо по представлению Президента РФ депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Стоит отметить, что за сравнительно небольшой период времени правового регулирования процедуры наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, оно кардинально менялось несколько раз. [10]

Изначально, процедура наделения полномочиями главы субъекта РФ прописана в Законе РФ N 4733-1 (от 1 апреля 1993 г.) «О порядке назначения на должность и освобождения от должности глав краевой, областной, автономной области, автономного округа, города федерального значения, районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской администрации». Данный Закон гласил, что Президентом РФ на согласование Совета народных депутатов субъекта Российской Федерации вносится одна или несколько кандидатур на должность главы субъекта РФ. Представленную кандидатуру депутаты должны были рассмотреть в месячный период со дня внесения представления Президента РФ. [1]

Дальнейшее изменение законодательства о способе наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ претерпело не одну существенную трансформацию.

В 1999 г. был принят Федеральный закон N 184 (от 6 октября 1999 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Изначально, в статье 18 данного закона, содержалось следующее положение: «Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Данный порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации существовал до тех пор, пока в этот Федеральный закон не были внесены существенные изменения. [2]

Основной сутью, внесенных 12 декабря 2004 г. изменений в Федеральный Закон, была замена всенародных выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации на их избрание Законодательным органом субъекта Федерации по представлению Президента Российской Федерации. [3]

Очередное реформирование процедуры наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, претерпело изменения в мае 2012 г., когда были приняты очередные изменения в ФЗ N 184-ФЗ. По своей сути, было принято решение по возвращению к всеобщим народным выборам, при тайном голосовании. Но, в отличие от прежних положений закона, имелись определенные особенности и новшества, в том числе и механизм выдвижения кандидатов на пост высшего должностного лица субъекта РФ.

Помимо этого, первые вводились нормы, дающие право Президенту проводить консультации с политическими партиями, выдвигающими своих кандидатов, а так же и с самовыдвиженцами. Также кандидату на пост главы субъекта РФ необходимо заручиться поддержкой депутатов и выборных глав муниципальных образований. Федеральным же законодательством определяется лишь верхняя и нижняя границы количества голосов из числа данных лиц 5-10%, точная цифра должна быть прописана в законе субъекта РФ. [4]

Среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа можно выделить регионы, как с процедурой прямых всенародных выборов главы субъекта РФ (Ставропольский край, Чеченская Республика), так и с избранием главы субъекта депутатами законодательного органа субъекта по представлению Президента РФ (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания).

Система организации государственной власти в Ставропольском крае подразумевает, что Губернатор Ставропольского края является высшим должностным лицом Ставропольского края, а так же председателем Правительства Ставропольского края.

Избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, несомненно, является самым важным проявлением прямой демократии на уровне субъекта, в ходе которого реализуется право граждан на участие в государственном управлении. Согласно статье 1 Закона Ставропольского края N 67-кз (от 02 июля 2012 года) «О выборах Губернатора Ставропольского края», Губернатор Ставропольского края избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ставропольского края и обладающими в соответствии с федеральным законодательством активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В поддержку лица, выдвигающего свою кандидатуру на пост главы Ставропольского края, должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, в количестве. 6% от общего числа указанных депутатов. [5]

В сравнительном плане, организация наделения полномочиями главы Ставропольского края, имеет схожие черты с аналогичной процедурой по избранию главы Чеченской Республики, то есть оба региона, механизмом реализации данного вопросы избрали прямые всенародные выборы.

Конституция Чеченской Республики (статья 63) гласит, высшим должностным лицом Чеченской Республики является Глава Чеченской Республики, возглавляющий исполнительную власть Чеченской Республики, и который вправе возглавить высший исполнительный орган государственной власти Чеченской Республики – Правительство Чеченской Республики.

Кандидатуры на должность Главы Чеченской Республики выдвигаются политическими партиями. Так же, законом не предусмотрено выдвижение кандидатов на данную должность в порядке самовыдвижения.

В соответствии с так называемым «муниципальным барьером», согласно статье 26, Закона Чеченской Республики N 13-РЗ (от 18 июня 2012 года) «О выборах Главы Чеченской Республики», в поддержку кандидата необходимо собрать подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Чеченской Республики. Таких подписей должно быть 7 % от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих глав таких муниципальных образований, находящихся в Чеченской Республике. [6]

Другую группу регионов Северо-Кавказского федерального округа, можно объединить по схожему способу избрания главы Субъекта РФ. Так, способ наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ депутатами Парламента субъекта, по представлению Президента РФ, принят в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия – Алания.

Способ наделения полномочиями высшего должностного лица Республики Дагестан соответствует пункту 3.2 статьи 18 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьям 68 и 76 Конституции Республики Дагестан. В соответствии с данными законами, главу Республики Дагестан избирают депутаты Народного Собрания из числа трех кандидатов, представленных Президентом Российской Федерации.

Порядок избрания главы Республики Дагестан депутатами Народного Собрания устанавливается Конституцией Республики Дагестан. Проводится тайное голосование с использованием бюллетеней. Избранным считается кандидат, набравший большинство от установленного числа депутатов. Если же ни одному кандидату не удалось набрать необходимое количество голосов, то проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее число голосов. [7]

Порядок избрания Главы Республики Ингушетия депутатами Народного Собрания Республики Ингушетия регулируется законом Республики Ингушетия (Закон Республики Ингушетия N 6-РЗ, от 8 мая 2013 года «О порядке избрания Главы Республики Ингушетия»). Президентом Российской Федерации, по предложениям политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов, представляются в Народное Собрание республики, списки кандидатов для избрания на должность Главы Республики Ингушетия. [8]

Глава Кабардино-Балкарской Республики избирается депутатами Парламента Кабардино-Балкарской Республики путем тайного голосования. Процедуру избрания Главы Кабардино-Балкарской депутатами Парламента Кабардино-Балкарской Республики регламентирует Конституция Республики и республиканские законы (Закон Кабардино-Балкарской Республики N 19-РЗ от 23 апреля 2014 года «О порядке избрания Главы Кабардино-Балкарской Республики депутатами Парламента Кабардино-Балкарской Республики»).

Высшее должностное лицо Карачаево-Черкесской Республики является главой исполнительной власти. Глава Карачаево-Черкесской Республики избирается депутатами Парламента Карачаево-Черкесской Республики, в соответствии с Федеральным законодательством и Законом Карачаево-Черкесской Республики N 338-XXII (от 17 ноября 1997 года) «О Главе Карачаево-Черкесской Республики»

Глава Республики Северная Осетия-Алания вступает в должность после принятия Парламентом Республики Северная Осетия-Алания решения о наделении его полномочиям, то есть избирается депутатами Парламента Республики Северная Осетия-Алания, из числа трех кандидатов представленных Президентом РФ. [9]

Таким образом, в ходе сравнительного анализа, среди субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ можно выделить регионы, в которых наделение полномочий главы Субъекта РФ реализуется через прямые, всенародные выборы - Ставропольский край и Чеченская Республика. Отличительной чертой, в законодательстве по организации и проведению выборов глав субъектов РФ, между указанными регионами, можно отметить число депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (в Ставропольском крае – 6%, в Чеченской Республике – 7%). В остальных субъектах РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, процедура наделения полномочиями главы региона реализована через его избрание депутатами законодательного органа (Парламента) субъекта по представлению Президента РФ – Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания.


Библиографическая ссылка

Селимов М.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕДУРЫ НАДЕЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // European Student Scientific Journal. – 2018. – № 5.;
URL: http://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=449 (дата обращения: 24.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074