Электронный научный журнал
European Student Scientific Journal
ISSN 2310-3094

НЕСКОЛЬКО СЛОВ O БЕССМЕРТИИ В КОНТЕКСТЕ ДАОССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

Миргородская Д.А. 1 Данилова Т.В. 1
1 Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины
С древних времен смерть окутана мистикой. Нет ни одного народа, который бы о ней не говорил. Вопрос о изобретении эликсира бессмертия волнует человечество еще с начала его истории, а повествования o бессмертных существуют веками. Даосизм является, наверное, единственной религиозно-философской системой, которая вдохновляет своих адептов на счастливую, долгую, здоровую жизнь именно в этом, а не в потустороннем мире, поскольку для даосов жизнь выступает высшей ценностью. Для даосов характерна вера в обретение физического бессмертия. Сама же даосская доктрина бессмертия была центральной концепцией религиозного даосизма. В данной статье предпринята попытка проанализировать даосскую доктрину бессмертия, пути достижения бессмертия, а также ставится вопрос o целесообразности подобного поиска.
даосизм
бессмертие
эликсир бессмертия
восемь даосских бессмертных
внутренняя и внешняя алхимия
1. Рудой В.И. О специфике историко-философского подхода к изучению индийских классических религиозно-философских систем / В.И. Рудой, Е.П. Островская // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. - М.: «Наука» ГРВЛ, 1987. - С. 74-93.
2. Торчинов Е. А. Даосская йога / Е. А. Торчинов. – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ОРИС, 1993. – 179, [2] с.
3. Danylova, T. Born out of Nothingness: a Few Words on Taoism / T. Danylova // Research Revolution. International Journal of Social Science & Management. – 2014. - Vol.III. – Issue 1. – P. 1-6.
4. Li, Y.S. A New Interpretation of Chinese Taoist Philosophy / Y. S. Li. - Ontario, Canada, 2005 - 351 p.
5. Needham, J. Science and Civilization in China / J. Needham. - Volume 3: Mathematics and the Sciences of the Heavens and the Earth. – Cambridge University Press, 1959. – 883 p.
A FEW WORDS ON IMMORTALITY IN THE CONTEXT OF TAOIST PHILOSOPHICAL TRADITION

Mirgorodskaya D.A. 1 Danilova T.V. 1
1 National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine

Abstract:
Since ancient times, death is shrouded in mysticism. All cultures, all nations speak about it. The invention of the elixir of immortality excites humanity from the beginning of their history, and the stories about immortals exist for centuries. Taoism may be seen as the unique religious and philosophical system that inspires its adherents to a happy, long, healthy life in this (not in the other) world, since life is the highest value for the Taoists. Taoists believe in the possibility of physical immortality. The Taoist doctrine of immortality itself was the central concept of religious Taoism. This paper aims at analyzing Taoist doctrine of immortality, the ways to achieve immortality. It also raises the question of the expediency of such a search.

Keywords:
taoism
immortality
elixir of immortality
eight taoist immortals
inner and outer alchemy

Введение. С древних времен смерть окутана мистикой. Нет ни одного народа, который бы о ней не говорил. Просто каждый народ, каждая культура интерпретируют ее немного по-иному. Одни верят, что душа переселяется в другое тело, другие, что она уходит в мир иной (рай, ад) и т.д. Страх перед смертью настолько силен, что люди даже сходили от него с ума. Каждый изо всех сил пытался оттянуть этот пугающий момент перехода за грань. Некоторые приносили жертвы своим богам, убивая при этом людей. Другие же искали иные пути, например, создание эликсира бессмертия.

Вероятно, никто бы не отказался от пары лишних лет жизни. Правда, нам этого и не предлагают, мы не знаем, сколько проживем, но уверены точно, что смерть настигнет нас. Поэтому и не удивительно, что вопрос о изобретении эликсира бессмертия еще с древних времен волнует человечество. Сколько было попыток изобрести его. Судя по всему, так это и не удалось, или этот рецепт просто недоступен всем, он известен только избранным. Точно этого мы знать не можем. Однако повествования o бессмертных существуют веками.

Мысль о бессмертии давно беспокоила людей. Для некоторых религий она была основой и главной целью одновременно. Только вечность толковали по-разному. Например, в Египте, Греции, Риме, Индии верили в бессмертие души, а не тела. Реинкарнация, переселение души из одного тела в другое - новая оболочка, новая жизнь, всему учишься заново, знаниями прошлого воспользоваться не можешь. Зачем такая вечность? Бесконечный круговорот одного и того же. Вот бессмертие в одном и том самом теле – это совсем другое дело. Только как это сделать? На этот вопрос нам сможет ответить даосизм.

Основная часть. Поскольку современная жизнь становится все более напряженной и сложной, что в значительной степени связано с возникновением кризисных ситуаций на индивидуальном, локальном и глобальном уровнях, человек ищет выход, который вернет его к гармоничному, уравновешенному и счастливому существованию. Древняя формула «Ex Oriente lux» сегодня наполняется новым смыслом, поэтому совсем не случайно духовное наследие Востока вновь привлекает наше внимание. Даосизм как целостная мировоззренческая система, которая включает в себя три относительно автономных, но взаимосвязанных уровня - религиозную доктрину, философский дискурс, психотехники [1], - становится все более популярным в странах Запада.

Даосизм является, наверное, единственной религиозно-философской системой, которая вдохновляет своих адептов на счастливую, долгую, здоровую жизнь именно в этом, а не в потустороннем мире, поскольку для даосов жизнь выступает высшей ценностью. По мнению некоторых исследователей [4; 5], в истории Китая именно даосизм способствовал развитию науки и медицины. Многие травы, минералы были открыты в процессе поиска средств продления жизни или достижения бессмертия. На Тайване говорят: «Конфуцианство - это продуктовый супермаркет, буддизм - это универсальный магазин, а даосизм - это аптека». Формами даосской практики телесного и духовного оздоровления, универсального развития человека является тайцзицюань (стиль, вобравший в себя и неоконфуцианское мировоззрение), синьицюань, цигун, внутренняя алхимия, медитативные и дыхательные практики, которыми овладевает все больше людей [3].

Даосизм возник в Китае в результате синтеза типологически близких религиозных и религиозно-философских направлений: учения о дао и дэ Лао-цзы и Чжуан-цзы, философии натурфилософов (инь-ян цзя), концепции духа (шэнъ), предельного выражения «процесса изменения» И цзина («Книга перемен»), верований шаманов — у, магов — фан-ши и доктрины бессмертных святых (сянъ; шэнь сянъ). Возникновение развитого даосизма отмечено началом процесса его организационного оформления [2].

В основе даосской картины мира - не материя и не сознание, а жизненная энергия, которая называется Ци (Ки, Чи). Ци - это жизненная сила, дающая жизнь всем формам Вселенной, вибрационная компонента существующего, непрерывный жизненный поток на молекулярном, атомном и субатомном уровнях. Для китайцев здоровье - это «естественная Ци», жизнеспособность - «высококачественная Ци», приветливость - «мирная Ци». Все существующее в мире – это Ци и ее состояния. Ци является динамичной силой, это не субстанция западноевропейской философии Нового времени, а грандиозная витальная сила, пронизывающая весь Космос, собственно, она и есть Космосом. Все существует благодаря ее преобразованиям: как вода может стать паром или льдом, так и энергия Ци при сгущении становится материей, а при разрежении - духом. Онтология даосизма - это онтология процессов, а не вещей, поскольку каждая вещь и является процессом. Таким образом, между материей и духом не существует непреодолимой границы, они являются различными модусами единой Ци [3].

Законы движения Ци одинаковы для Вселенной и для каждого человека. На нашей планете она движется по меридианам, которые называются «драконовыми жилами (линиями)». В тех местах, где меридиан подходит близко к поверхности земли, почва плодородная, а климат благоприятный для жизни. В тех же местах, где энергии Ци мало, земля похожа на пустыню. В теле человека Ци циркулирует в энергетических каналах. В основе любой болезни - нарушение циркуляции Ци. Опытный врач способен восстановить ее. На этом базируется традиционная китайская медицина, которая тесно связана с даосизмом. При рождении человек получает свою долю энергии Ци, которая называется прежденебесной. Эта энергия с годами истощается, что приводит к старению и смерти. В течение жизни человек пополняет свою Ци в процессе дыхания, питания, специальных практик. Смысл самосовершенствования в даосизме состоит, в том числе, и в пополнении прежденебесной энергии посленебесной. Это должно привести даоса к таким радикальным изменениям тела и сознания, что он сможет избавиться от привычных рамок телесности и духовности, реализовать «тело света» и достичь бессмертия [3].

Практика даосизма базируется на медитации, которая позволяет человеку достигнуть совершенства. Так же для этой религии характерна вера в обретение физического бессмертия, что нас и интересует. Это возможно, по их утверждению, после достижения единства с Дао (основа бытия).

Следует вместе с тем отметить огромное влияние даосской идеологии на общекитайский народный пласт религиозных верований, в котором учение о бессмертии выступает как культ долголетия, а доктрина Дао как источника жизни — в виде культа многодетности, богатства, счастья и т. п. [2]. Даосизм, как и любое философское мировоззрение, представляет собой своеобразный способ восприятия и понимания мира, в котором высшей и предельной реальностью выступает Дао. Дао является центральным понятием в разных направлениях даосизма и переводится как «путь», «дорога», «средство», «способ», «идея», «следствием», «идти с», «вести за собой», «течь». Для даосских философов термин Дао – это не название вещей, а определение естественного порядка существования.

Даосская доктрина бессмертия была центральной концепцией религиозного даосизма (сянь сюэ). Учение включало в себя: практику гимнастических и дыхательных упражнений, правила сексуальной гигиены, религию, алхимию, которая может помочь достичь не только духовного и физического бессмертия, но и сверхъестественных способностей.

Поскольку даосизм отрицал возможность вечной жизни духа, отделенного от тела, и рассматривал человека как целостный психофизический комплекс, данная доктрина предполагала два аспекта религиозной практики: совершенствование тела (гимнастические и дыхательные упражнения) и совершенствование духа (созерцание, медитация). Источником жизни в даосизме считалось дао, в силу чего само бессмертие рассматривалось как достижение полного единства с ним. Из всех методов обретения бессмертия наиболее важным считалась алхимия (лянь дань шу, цзинь дань). Даосская традиция выделяла два типа алхимии: «внешнюю» и «внутреннюю». Внешняя алхимия предполагала веру в возможность создания эликсира бессмертия или путем производства «искусственного золота», или создания эликсира из киновари и ее соединений с другими веществами [2].

«Внешняя» алхимия воспринималась как легкий путь. Намного проще выпить или съесть что-то, чем изнурять себя упражнениями. Основными компонентами лекарства считали минералы, а также золото и ртуть. Нужно уточнить, что изготовляли смесь только для императоров и приближенным к ним. Поэтому не удивительно, что в их останках и сегодня находят яд.

«Внутренняя» алхимия утверждала, что эликсир бессмертия можно создать с помощью своего организма, управляя процессами жизнедеятельности энергий организма (ци, цзин, шэнь). В этом процессе значительную роль играла медитация. До сих пор некоторые методики используются в китайской медицине.

Наука о бессмертии «сянь сюэ» - один из важных элементов даосизма. В китайской литературе ей посвящено множество практик, где описывается путь к достижению вечности. Интересный факт, что бессмертных делили на типы, их есть три: «небесные бессмертные» (тянь сянь), «земные бессмертные» (ям сянь) и «бессмертные, освободившиеся от трупа» (ши цзе сянь). Внутренняя алхимия дала толчок развитию учения о строении человеческого организма, которое используют до сих пор в практике шу и ци гун. Оно построенное на концепции «каналов», по которым энергия ци перемещается по телу в «киноварные поля» (дань тянь), где и концентрируется.

Существует всего восемь каналов, но нас интересует только два: канал управления (ду май), который проходит вдоль позвоночника до точки на верхней десне. И канал зачатия (жэнь май) – от точки под нижней губой до точки инь – хуэй. Циркуляцию энергии Ци по этим каналам называют «большим небесным кругом» (да чжоу тянь). Теперь давайте ознакомимся с киноварными полями. Их выделяют три: первое расположено в голове, второе - в районе солнечного сплетения, третье - в нижней части живота. Даосы направляли ци в одно из «киноварных полей», где разные виды ци объединялись в «бессмертный зародыш» - зачаток бессмертного тела.

Направления энергий ци недостаточно, чтобы образовался зародыш. Перед тем как сделать это, нужно очистить свое тело и душу, все это делается в несколько этапов. Сначала адепт практикует дыхательную гимнастику и очищает эссенции, которые являются одним из ингредиентов эликсира. Затем нужно взять под контроль потоки сексуальной энергии, направляя ее вниз в «киноварное поле» (дань тянь). Эта аккумуляция энергии выводит из организма шлаки и нечистоты.

На следующем этапе очищенная жизненная энергия превращается в чистую эссенцию, которая направляется во второе «киноварное поле», «желтый двор», где находится «свет жизненности». Энергия будет циркулировать по телу до тех пор, пока не пройдет через проход, который ведет к «киноварному полю». Третий этап – «прояснение духа». Адепт должен почувствовать появления света в пространстве между бровями.      

Когда есть «два света» - свет жизненности (эссенция цзин) и свет духа (трансмутированный ум), адепт заставляет циркулировать их по малому кругу до того момента, пока они не достигнут нижнего «киноварного поля», где зачинается бессмертный зародыш. Сам человек в это время превращает свой ум в разум Дао.

Тогда происходит «соитие» двух «светов», иньских и янских пневм тела адепта и «зачатие» бессмертного зародыша («единение воды и огня»), причем все энергетические потенции организма оказываются сбалансированными в центре тела. Прекращаются и дыхательные упражнения, дабы «зародыш» мог «созревать в теле адепта». В это время рекомендуется знаменитое «зародышевое дыхание», не требующее никаких усилий и протекающее совершенно естественно, подобно дыханию плода в утробе матери [2].

Когда зародыш созрел и готов к появлению, адепт должен увидеть золотой круг света. После чего он ищет уединенное место, где сможет сконцентрироваться. Когда наступает момент рождения, человек пребывает в глубоком трансе. Через канал ду май он перемещает зародыш к макушке головы, через отверстие на ней рождается бессмертие.

Теперь адепт имеет два тела: прежнее и новое. Они должны объединиться, что возможно только после того как «новорожденный» победит «демона» (олицетворение прежней жизни). После победы происходит окончательная трансформация двух тел, после чего путь к бессмертию завершен. Это очень сложный процесс, если на каком-то этапе допустить малейшую оплошность, нужно будет начинать все заново.

Это не единственный способ достижения бессмертия в даосизме. Их существует много, каждый наставник имел свое собственное представление об этом мистическом процессе. Например, Чэнь Нивань рассказывал о трех путях обретения бессмертия, каждому из которых присущ свой эликсир.

Первый путь для «небесных бессмертных». Он считается высшим и доступен только избранным. Последователи этого пути считают тело –свинцом, сердце – ртутью, мудрость – огнем, сосредоточенность – водой. В этом случае бессмертный зародыш созревает быстро - всего за 10 месяцев. Второй путь для «водяных бессмертных». Его могут постигнуть люди со средними способностями. Зародыш формируется за три года. Третий путь для земных бессмертных, доступный для всех желающих. Бессмертия с помощью этого способа можно достичь через девять лет.

В связи с вышеизложенным возникает закономерный вопрос. Если есть методики достижения бессмертия, значит, должны быть и люди, которые его добились? Вот здесь и начинается самое интересное. Даосизм утверждает, что они есть. Только вот где они? Почему не поделятся своими знаниями со всеми остальными людьми? Почему не помогут и нам стать бессмертными?

Все, что было описано выше, требует от адепта полного отчуждения от мира, в особенности от людей. Человек с помощью медитации очищает свой разум от всего лишнего, от насаждаемых ему с детства правил, от представлений, что такое хорошо и что такое плохо. Адепт ищет себя, пытается осознать смысл жизни, смотреть на окружающий мир своими глазами и реально оценивать все происходящее. Поэтому вопрос о том, почему мы не можем в повседневной жизни встретить людей, которые практикуют такие методики, снят. Но все же, сколько разговоров o достижении бессмертия. Откуда?

С древних времен люди искали возможность научится чему-то.   Давайте представим Китай в 3 – 4 веках. Школ, институтов, университетов, таких как сейчас, тогда не было. Чтобы узнать хоть что–то, люди обращались к мудрецам. Даосы - не исключение. Они делились знаниями со своими учениками, а те записывали их. Некоторые записи сохранились и до наших дней.

Где же могут прятаться бессмертные? Говорят, что они живут в горах. Согласитесь, лучшего места для уединения и слияния с природой просто быть не может. Но не только это стало причиной их бегства, был период, когда даосизм подвергался преследованию со стороны государства. Если вы думаете отправиться в Китай на поиски бессмертных, чтобы они и вам помогли с вашей проблемой, то будьте готовы не только к успеху, но и к поражению. Во–первых, из источников известно, что их только восемь. «Восемь бессмертных» - в китайской даосской мифологии популярнейшая группа героев. В неё входили Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Чжунли Цюань, Хань Сянцзы, Цао Гоцзю, Чжан Голао, Лань Цайхэ и Хэ Сяньгу. Есть даже их описание внешнего вида. Во – вторых, приобретение бессмертия давало не только вечную жизнь, но и некоторые сверхъестественные способности. Например, человек может изменять свой облик. Поэтому, даже если вы и встретите бессмертного, все равно не поймете этого. Разве что он сам вам об этом скажет.

Выводы. Большинство утверждает, что хочет жить вечно. Когда спрашиваешь «Почему?», никто не может дать четкого ответа. Людей не так привлекает бессмертие, как возможность убежать от неизвестного – смерти. Представьте только, все вокруг вас меняется, а вы молоды и красивы. Эпоха за эпохой, человек за человеком, не успеешь даже к чему-то привязаться. Ведь у бессмертных время идет по-иному. Для нас пройдет год, а для них это только миг. Задумайтесь над этим. Не зря природа сделала так, что мы смертны. Мы ощущаем остроту жизни, наслаждаемся ею, потому что в любой момент все может закончиться. Будем ли мы так дорожить каждым мигом, став бессмертными?      


Библиографическая ссылка

Миргородская Д.А., Данилова Т.В. НЕСКОЛЬКО СЛОВ O БЕССМЕРТИИ В КОНТЕКСТЕ ДАОССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ // European Student Scientific Journal. – 2017. – № 2.;
URL: http://sjes.esrae.ru/ru/article/view?id=405 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252