Scientific journal
European Student Scientific Journal
ISSN 2310-3094

THE LEGAL STATUS OF ELECTORAL ASSOCIATIONS AND BLOCS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Serdyukov D.P. 1 Selimov M.A. 1
1 North-Caucasian Federal University
The article presents examples from the legislation and analyzes the work of the authors devoted to the struggle of political parties and movements, embodying the possibility of implementing various options of state and social structure. The article also considers the conceptual apparatus, which deals with such formulations as: individual groups, collective groups, electoral Association, political party and electoral bloc, material and legal status and procedural and legal status. The author analyzes the powers of electoral associations and blocs, which consist of procedural rights and obligations granted to them by the rules of electoral law. Types of powers arising at different stages of the electoral process are structured and listed. A detailed list of cases in which the procedural and legal status of the electoral Association and bloc is terminated is given. Materials are considered: about registration of the electoral bloc and what documents are provided to the electoral Commission of Stavropol Krai by the authorized representative of the bloc, about the process of nomination of the candidate by the electoral bloc for the post Of Governor of Stavropol Krai. In conclusion, the article that consolidated all the information given in the above text and identified the need for the study and development of the topic of the legal status of electoral associations and blocs in the Russian Federation.
candidates
election
electoral association
electoral bloc
list of candidates
political party
electoral commission

Борьба политических партий и движений, воплощает в себе возможность реализации различных вариантов государственного и общественного устройства.

В соответствии с определением, закреплённым в п. 9 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ: «Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица».[1]

В Конституции РФ (ст. 3) закреплен принцип народовластия, по которому носителем суверенитета и единственным источником власти

признается ее многонациональный народ.

Главный по значению источник избирательного права Российской Федерации – её Конституция, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Это акт высшей юридической силы, действующий на территории России. Все остальные федеральные, субъектов РФ и муниципальные нормативно-правовые акты, являющиеся источниками избирательного права, должны ей соответствовать. Определять это соответствие полномочен Конституционный Суд Российской Федерации.[3]

Между тем, как отмечают Ю.А. Веденеев и В.И. Лысенко «социальная ценность выборов в том и состоит, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами политической власти».[4]

Существуют индивидуальные и коллективные группы участников избирательного процесса. Индивидуальные группы - это избиратели, кандидаты на выборные должности, должностные лица государственных и муниципальных органов. Коллективные группы - это политические партии, избирательные объединения и блоки.

Избирательное объединение (далее Объединение) - это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» политическая партия представляет собой общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Правовой статус избирательного объединения состоит из: материально-правового статуса и процессуально-правового статуса.

Материально-правовой статус Объединения означает его возможность участвовать в избирательном процессе. Условиями обладания материально-правовым статусом являются:

- государственная регистрация Объединения в качестве политического общественного объединения;

- срок между регистрацией и днем голосования на выборах, в которых имеет право участвовать Объединение, должен составлять не менее одного года или шести месяцев.

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. (Ст. 36 Федерального закона РФ «О политических партиях»).[2]

Политическая партия участвует в выборах самостоятельно или может вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными общероссийскими общественными организациями и общероссийскими общественными движениями.

Избирательный блок (далее Блок) – добровольный союз двух или трех политических партий. Блок может быть образован Объединениями, теми политическими общественными объединениями, которые отвечают требованиям участников соответствующих выборов. Войдя в состав Блока, Объединение не имеет права участвовать в выборах самостоятельно. После регистрации Блока Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в его состав не имеют право войти какие-либо другие политические партии.

Полномочия Объединений и Блоков складываются из процессуальных прав и обязанностей, предоставленных им нормами избирательного права, они обладают равными правами. Существуют разные виды полномочий, возникающие на разных стадиях избирательного процесса[5]:

  1. права в отношении кандидатов (списков кандидатов).

Объединения и Блоки:

- осуществляют сбор подписей;

- вносят залог для регистрации;

- отзывают кандидатов (списки кандидатов);

- исключают кандидатов из списков кандидатов.

  1. права по осуществлению предвыборной агитации.

Объединения и Блоки вправе вести предвыборную агитацию в средствах массовой информации, использовать бесплатно эфирное время, печатные площади газет и журналов, помещения для проведения массовых мероприятий.

  1. права по финансированию избирательной кампании.

Объединения и Блоки, обязаны создавать избирательные фонды и распоряжаться средствами своих фондов. Обязаны вести учет поступления и расходования средств фондов и, не позднее 30 дней, после опубликования результатов выборов, обязаны представить в избирательную комиссию отчет о размерах и источниках создания избирательного фонда, а также обо всех произведенных расходах.

  1. права контроля выборов.

Объединения и Блоки, зарегистрировавшие списки кандидатов, вправе:

- назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса,

- наблюдателей, обладающими установленными законом правами по контролю деятельности избирательных комиссий, контролю за голосованием, подведением его итогов и определением результатов выборов,

- уполномоченных и доверенных лиц.

  1. права по формированию избирательных комиссий.

Объединения и Блоки имеют право направлять соответствующим представительным и исполнительным органам государственной власти, местного самоуправления предложения по назначению членов избирательных комиссий. Соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления обязаны назначить не менее одной второй состава избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от Объединений и Блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления.

Процессуально-правовой статус избирательного объединения и блока прекращается:

- в случае отказа от участия в выборах.

Объединения и Блоки вправе в любое время, отозвать списки кандидатов и отказаться от участия в выборах по решению органа, выдвинувшего список кандидатов, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию. Отказ Блока от участия в выборах не лишает входившие в него Объединения права на участие в выборах. Вышедшие из Блока избирательные объединения, если не истекли сроки для выдвижения кандидатов, могут самостоятельно выдвинуть кандидатов (списки кандидатов);

- в случае отказа в регистрации или отмены регистрации кандидатов (списка кандидатов);

- после официального опубликования результатов выборов, если не набрали необходимого количества голосов для принятия участия в распределении мандатов.

Избирательные объединения, принявшие участие в распределении мандатов на выборах и сформировавшие фракции в законодательных органах государственной власти, сохраняют свой статус и по окончании соответствующего избирательного процесса.

Губернатор Ставропольского края избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ставропольского края и обладающими в соответствии с федеральным законодательством активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.[6]

Избирательные объединения участвуют в выборах Губернатора Ставропольского края, в том числе выдвигают кандидатов на равных основаниях в соответствии с Федеральным законом, Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и законом Ставропольского края «О выборах Губернатора Ставропольского края».

Выдвижение кандидата производится избирательным объединением после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора Ставропольского края и не позднее чем через 30 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора Ставропольского края.

Избирательное объединение вправе выдвинуть только одного кандидата.

Избирательное объединение вправе выдвинуть кандидатом на должность Губернатора Ставропольского края лицо, являющееся членом соответствующей политической партии, либо лицо, не являющееся членом соответствующей или иной политической партии.

Решение о выдвижении кандидата принимается в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и уставом политической партии.

Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах Губернатора Ставропольского края в соответствии с Федеральным законом. В избирательные блоки могут входить только избирательные объединения. Решение избирательного объединения о вхождении в избирательный блок принимается на съезде соответствующей политической партии или на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии (далее – съезд).

В этих решениях указывается наименование (наименования) избирательного объединения (избирательных объединений), с которыми предполагается создать избирательный блок. После этого представителями этих избирательных объединений подписывается соглашение о создании избирательного блока.

Для регистрации избирательного блока его уполномоченный представитель представляет в избирательную комиссию Ставропольского края следующие документы:

- нотариально удостоверенные копии уставов политических партий, вошедших в избирательный блок;

- нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих факт внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об избирательных объединениях, вошедших в избирательный блок;

- протоколы съездов (конференций) избирательных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок;

- соглашение о создании избирательного блока, подписанное представителями избирательных объединений и заверенное печатями этих избирательных объединений;

- сведения о полном и кратком (состоящем не более чем из семи слов) наименованиях избирательного блока.

Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах Губернатора Ставропольского края входить в иные избирательные блоки или выступать на выборах Губернатора Ставропольского края самостоятельно.

Кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, избирательным объединениям, иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях; воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах Губернатора Ставропольского края является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Губернатора Ставропольского края, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Избирательный процесс характеризуется широким кругом участников. Однако их объединяет то, что в рамках данного вида процесса они выступают как носители прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов в представительные органы государственной и муниципальной власти.

Для консолидации основных политических сил, относительно политического курса перемен в обществе, взаимодействия политических партий, формирования блоков и коалиций, укрепления государства и гражданского общества, необходимо изучение данной темы.