Scientific journal
European Student Scientific Journal
ISSN 2310-3094

FACTORS OF ENVIRONMENTALLY SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS

Rodina E.A. 1
1 The Kuban State University
The dynamics of the development of the tourist and recreational complex of the Krasnodar region is assessed. Factors of ecologically sustainable development of rural territories are revealed. The necessity of development of ecological tourism for achievement of this purpose is revealed. The best foreign domestic and foreign practices of using the opportunities of specially protected natural areas of activities in the field of ecological tourism are given. The definition of "ecological tourism" is proposed. The inclusion in the development strategy of the region of ecological tourism as a priority has been substantiated. The main trends and challenges of the development of ecological tourism in the Krasnodar region are investigated, the key competitive advantages of this branch of the regional economy are revealed. Priority measures for the formation of an ecological tourism product are disclosed, the most important of which are the development and promotion of a single advertising and marketing concept of ecotourism in the Krasnodar region on the Russian and foreign tourist markets, with a focus on the specifics of individual territories, the use of modern marketing technologies, etc.
ecologically sustainable development
ecological tourism
rural areas
ecological tourism product.

В условиях стремительного повышения значимости территориальных, особенно природных, ресурсов страны особую важность приобретает развитие сельских территорий России, которое сегодня происходит недостаточно динамично и весьма неравномерно. Несмотря на огромные инвестиции в агропромышленный комплекс, качество жизни сельского населения в целом существенно отстает от городских жителей, сужается доступ сельчан к социальным услугам, для городской и сельской местности характерен значительный, постоянно возрастающий информационный и инновационный разрыв. В результате происходит рост миграционного оттока сельского населения в города, снижается освоенность сельских территорий [1].

Проблема формирования экологического туристского продукта в условиях необходимости обеспечения его индивидуализации на отдельных территориях и декомпозиции стратегических целей развития региона актуальна в настоящее время по следующим основным причинам. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления, информационные технологии и другие секторы экономики. Все это расширяет рынки сбыта для местных производителей товаров и услуг, что, в свою очередь, положительно отражается на уровне жизни местного населения. Туризм способствует возрождению местных культурных ценностей, развитию народного творчества, традиций, обычаев и ремесел.

Кроме того, в условиях мирового экономического кризиса, применяемых к нашей стране санкций экологический туризм России, может получить новый толчок для дальнейшего развития. Население России всегда проявляло особый интерес к отдыху в сельской местности. К сожалению, сегодня мало у кого из городских жителей есть родственники в «деревне». При этом у местных предпринимателей появляется возможность удовлетворить потребности городских жителей в деревенском отдыхе путем создания комплексных услуг туристской индустрии на сельских территориях. Такой вид путешествий привлекает туристов относительной дешевизной и близостью к природе. Развитие экологического туризма позволяет обеспечить работой в сфере услуг местное население, что решает важную социальную задачу и может рассматриваться как задача подъёма депрессивных сельских территорий.

Исследования в области терминологии сельского туризма позволили привести наиболее точные и подходящие определения туризма, относящиеся к сельской местности, сделать вывод, что сельский туризм – это вид деятельности, связанный с временными выездами (путешествиями) граждан из постоянного места их проживания в сельскую местность с целью возможного участия в крестьянском, фермерском труде, для изучения и получения навыков ведения домашнего быта в сельской местности, а также в рекреационных, культурно-познавательных, физкультурно-оздоровительных, религиозных и иных целях, не включающих в себя получение дохода в месте пребывания [8].

Под экологическим туризмом мы предлагаем понимать форму сельского туризма, предусматривающего использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных туристских ресурсов сельской местности и ее специфики в форме комплексного экологотуристского продукта (участие туристов в различных традиционных для села мероприятиях, ремеслах – лозоплетение, гончарное ремесло и др.), а также включает размещение и организованное питание туристов в специфических туристических структурах: сельские дома, казачьи хутора, крестьянские хозяйства, экофермы и др.

К сожалению, сельский туризм в России отстает по развитию от европейских стран [9]. Флагманами в продвижении сельского туризма являются Владимирская, Вологодская, Ивановская, Новгородская, Архангельская и др. области, Краснодарский край, Республика Карелия, Чувашская Республика и окрестности Санкт-Петербурга. Однако целесообразность развития сельского туризма заключается, прежде всего, в повышении благосостояния как жителей деревни, так и целых регионов [7].

Несмотря на то, что в России работа по развитию сельского туризма еще только начинается, уже сегодня можно говорить о наличии позитивного опыта в этой сфере: в стране реализуются десятки проектов по сельскому туризму, таких как «Дорога к дому» (Ленинградская область), «Зеленый дом» (Горный Алтай) и др. В Краснодарском крае в Реестр туристских ресурсов Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края включено 74 сельских объекта. Распространенной является практика организации предприятий агротуризма по таким моделям, как «казачий хутор», «ферма», «винокурня», «тур с проживанием в кочевом традиционном жилище», «национальная деревня», «сельская дом» и др. [2].

Сельские территории России обладают огромными экономическим, природным, демографическим и другими потенциалами, которые при их эффективной реализации могут обеспечить не только устойчивое развитие села, но и качество жизни сельского населения. Так, индекс роста производительности труда в 2015 г. при среднероссийском уровне в 98,6% по разделу сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составил 105%. Сегодня на селе живут 37,9 млн. человек (26% от всего населения России). Основной территориальной формой являются сельские поселения, составлявшие 91,9% от 20298 поселений России в 2015 году. В Южном федеральном округе их доля в настоящее время еще выше – 94,6%, а в Краснодарском крае из 382 поселений – 352 поселения – сельские (92,1%) [5].

«Мы смогли добиться некоторых перемен по ряду направлений сельского хозяйства», – отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Госсовета, посвященному вопросу устойчивого развития сельских территорий [7]. Но проблем на селе остается еще очень много. Российская деревня продолжает «вымирать». Если в 20 лет назад в сельской местности проживало 40,0 млн. человек, то сейчас – 37,9 млн. Поселения, где живет до десяти человек, сегодня составляют почти четверть от общего числа. Если в целом по России естественный прирост населения составил в 2015 г. 0,3 промилле, то в Краснодарском крае естественная убыль сельчан составила 1,4 промилле [5].

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и государственной программы «Социальное развитие села до 2013 года» – результата не дали. Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации определены основные направления государственной политики в данной области. В то же время действующая сегодня федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» также пока не приносит заметных результатов [7].

Современная аграрная политика, реализуемая в регионах, не обеспечивает достижения целей ни устойчивого развития агропромышленной сферы, ни развития сельских территорий, ни, как результат, повышения качества жизни сельского населения. Государственная политика не должна разделять устойчивое диверсифицированное развитие по отдельности сельского хозяйства и сельских территорий. Необходима разработка в России более долгосрочной стратегии устойчивого развития именно сельских территорий в целом, предусматривающей приоритеты в развитии не только агропромышленного комплекса, но и социальной и транспортной инфраструктуры, сферы услуг [6].

Одной из наиболее привлекательных территорий, с точки зрения сельского туризма, является Краснодарский край, который совмещает в себе туристический и сельскохозяйственный центры России. Краснодарский край – лидер агропромышленного комплекса России. Валовой сельскохозяйственный продукт в 2015 г. составил семь процентов от общего по России, а его прирост – 3,8%. Доля продукции агропромышленного сектора в валовом региональном продукте Краснодарского края в 2015 г. составила более 15%, в том числе сельского, лесного хозяйства и охоты – 10,2% [3]. Политика импортозамещения улучшила ситуацию в сельском хозяйстве. Возросло производство зерна, овощей, плодов и ягод, а также животноводческой продукции. Стратегическое направление в отрасли – развитие сельскохозяйственных логистических центров позволит снизить цены и обеспечить круглогодичное присутствие кубанской продукции на рынке. В 2015 г. инвестиции в основной капитал в аграрный сектор составили 19,6 млрд. рублей или 4,5% от общего объема по Краснодарскому краю. Еще примерно 3% инвестиций приходилось на производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака [5].

В Краснодарском крае на начало 2015 г. сельское население составляло 45,9%, причем доля рабочей силы, занятой сельским хозяйством охотой и лесным хозяйством, в 2015 году составляла 10,1%, причем по сравнению с 2010 годом произошло ее снижение на 3,7% (в среднем по России в 2014 г. доля составила 6,6%).Занятость на селе в крае составляла только 60,6% при средней в сельской местности по России – 71,1% Средняя заработная плата занятых в этой сфере составляла 22,6 тыс. руб. или только 84,6% от среднекраевой. Особенно важно, что в 2014 г. в сельских поселениях проживало 54,5% от общего числа малоимущего населения Краснодарского края[5].

Курортно-туристский комплекс играет ключевую роль в экономике Краснодарского края, обеспечивая Краснодарскому краю лидирующие позиции на туристическом рынке Российской Федерации в качестве основного приморского бальнеологического и курортно-рекреационного центра. Согласно принятой в рамках настоящей работы структуре межотраслевых экономических комплексов, в состав курортно-туристского комплекса входят гостиницы и рестораны, санатории, деятельность туристических агентств, деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта. По данным Росстата, в 2014 г. доля курортно-туристского комплекса в добавленной стоимости (в ВРП) Краснодарского края составляла 17,3%; в отраслях, входящих в комплекс, работало около 19% населения; на долю комплекса приходилось 24,2% инвестиций в основной капитал [2].

За 15 лет (с 2000 г. по 2015 г.) количество отдыхающих в Краснодарском крае увеличилось в 3,1 раза, при этом только за 2014 и 2015 гг. туристический поток вырос на 27,2% (рисунок 1). За 9 месяцев 2016 г. туристический поток на курорты края превысил 14 млн. чел., что на 10% превышает результат за аналогичный период 2015 г. [2].

Рисунок 1 – Динамика количества отдыхающих в Краснодарском крае, млн. человек [2]

Ключевыми стратегическими направлениями развития экологического туризма в Краснодарском крае являются обеспечение условий для развития бизнеса и создания новых средств размещения, комплексное развитие как существующих, так и новых экологотуристских территорий, позволяющие превратить Краснодарский край в конкурентоспособный туристско-рекреационный центр Черноморско-Средиземноморского региона.

Для коренного изменения ситуации в экологотуристском комплексе необходима реализация ряда стратегических действий. Требуется проведение классификации действующих хозяйствующих субъектов, организация внедрения сертификации (согласно международным стандартам ISO-9000, европейским гостиничным стандартам EUHS) для обеспечения конкурентоспособности предприятий туристского комплекса. Менеджмент качества являют­ся важным фактором обеспечения конкурентоспособности экологотуристского продукта. В современных условиях ключевым инструментом будет являться разработка и реализация политики качества индустрии экологического туризма Краснодарского края. Настоятельно необходимо создание новых технологий лечения природными лечебными ресурсами (минеральные воды, грязи и др.). Эффективным будет формирование консолидированного рекламного фонда за счет краевого бюджета, местных бюджетов муниципальных образований края, предприятий туристского комплекса для проведения активной рекламной кампании экологического туризма Краснодарского края.

Стратегической целью должно стать формирование конкурентоспособного круглогодичного экологотуристского продукта и доведение уровня туристских услуг до уровня международных стандартов, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста экологотуристского комплекса края. Декомпозиция стратегии развития при этом может включать реализацию ряда целей, таких как увеличение туристского потока, реализацию проектов по созданию сети экологотуристских кластеров на территории Краснодарского края и некоторые другие.

Качество и конкурентоспособность экологического туристского продукта, конкурентный статус предприятий экологотуристского комплекса должны обеспечиваться на основе развития институциональной, экономической, экологической, социальной сфер. При этом важно отметить, что деятельность по обеспечению качества должна осуществляться системно на всех уровнях управления: персонала, структурных подразделений и организации в целом (рисунок 2).

На основе проведённого анализа реализованных и потенциальных возможностей туристской индустрии Краснодарского края, можно прийти к выводу, что имеющийся значительный туристский потенциал края используется далеко не в полной мере. Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов края позволяет развивать практически все виды туризма, не только рекреационный (пляжный), но и культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный, а также и экологический туризм.

Рисунок 2 – Схема системного обеспечения качества в организациях экологотуристского комплекса (составлено автором)

Таким образом, в целях формирования единой региональной политики в отношении экологического туризма, повышения эффективности финансового и организационного обеспечения мероприятий, направленных на формирование и продвижение экологического туристского продукта, необходимо разработать и принять развитие экологического туризма в качестве ключевой стратегической цели разрабатываемой в настоящее время «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года». Данное стратегическое направление должно быть нацелено на реализацию региональной дифференцированной политики по развитию экологического туризма, основанной на скоординированных действиях различных министерств и ведомств по развитию отдельных отраслей сельской экономики и социальной сферы.